Коммуникативные возможности современных подростков с нарушением интеллекта связаны интеграцией в их повседневную жизнь информационно-коммуникативных технологий, использующих визуально-графические средства. В исследовании рассматривалось предположение, что специфика восприятия зрительной информации как компонента общественного коммуникативного поля выражена в дезадаптивном защитном реагировании у лиц с нарушением интеллекта. Анализ психофизиологических показателей декодирования графических средств коммуникации методом окулографии у таких лиц проведен в контексте проявлений психологических защит. В исследовании участвовали 148 учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга с диагнозом F70 по МКБ-10 «легкая умственная отсталость» – 70 девушек и 78 юношей (средний возраст 15,03 ± 0,94). У подростков с нарушением интеллекта отмечаются различные паттерны гглазодвигательной активности в визуальном восприятии пиктограмм при различных про-
явлениях психологических защит. Выбор механизмов психологической защиты, в большей мере искажающих реальность или вытесняющих информацию, проявлялся в снижении качества интерпретации визуальной информации. В статье подчеркивается значимость акцентирования исследовательского и психопрофилактического внимания на индивидуальных потребностях пользователя в декодировании графических элементов коммуникации в соответствии с когнитивными возможностями.