В статье рассматривается история творческих отношений Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева и доказывается, что религиозные учения мыслителей близки в своих главных принципах. В работах 1890-х гг. Соловьев, как и Толстой, резко критикует историческую церковь за то, что она исказила первоначальное, истинное христианство, главный смысл которого он видит в соединении человечества с Богом и в построении Царства Божьего на земле силами человечества. Такое же понимание христианства как пути к совершенной жизни на земле составляет основу религиозного учения Толстого. Показано, что два важнейших мотива учения Толстого: отрицание телесного воскресения человеческих личностей и принцип непротивления злу насилием, ‒ логично вытекают из этого учения. Точка зрения Соловьева в этих вопросах, наоборот, свидетельствует о его непоследовательности в развитии принципов истинного христианства. Сделан вывод о том, что Толстой, вопреки распространенному мнению, не является «маргинальной» фигурой в русской религиозной философии, напротив, он наиболее полно выражает ее главную тенденцию критики церковной религии и поисков истинного христианства, объединяющую большинство известных мыслителей.
Переведенное названиеRELIGIOUS TEACHINGS OF L. TOLSTOY AND VL. SOLOVYOV AND THE PROBLEM OF THE UNITY OF RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)222-249
ЖурналИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ЕЖЕГОДНИК
Том34
СостояниеОпубликовано - 12 дек 2019

    Области исследований

  • Владимир Соловьев, Лев Толстой, русская философия, первый профессиональный философский журнал, Н.Я. Грот, "Вопросы философии и психологии"

    Предметные области Scopus

  • Философия

ID: 91112514