Исследования последних лет накопили достаточно информации о специфике функционирования глаголов в русской речи. Так, оказалось, что в повседневной речи эта категория слов занимает первое место по частотности (17 %; Звуковой корпус… 2014: 299), чуть-чуть «опережая» существительное, местоимение-существительное и частицу (по 16 %). Однако те же исследования показали, что глаголы в устной речи далеко не всегда выступают именно как глаголы, т. е. обозначают действие или состояние: наиболее частотными здесь оказываются употребления глагольных форм, выполняющих (иногда в составе развернутой конструкции/коллокации) функцию различных прагматем (см. подробнее: Богданова-Бегларян 2014; Звуковой корпус… 2015). Это позволяет говорить о некоторой типологии глагольных прагматем, демонстрирующей своеобразный переход от лексемы к прагматеме.
Так, в функции вербальных хезитативов выступают в нашей речи глагольные прагматемы (я) не знаю, (я) (не) думаю что, боюсь что, (так) скажем (так), знаешь, понимаешь и под.
В функции дискурсивного маркера (чаще всего финального, но возможны также стартовый и направляющий, часто помогающий говорящему еще и сменить тему) способны выступать конструкции думаю что, боюсь что, скажем так.
Личные формы глагола говорить активно функционируют в роли ксенопоказателя (чаще в редуцированном виде – гыт, грит, грю и под.).
В роли рефлексива, в том числе «упреждающего», вводящего в речь нечто нетривиальное, может быть употреблена конструкция скажем так.
Существует и большая группа контактных глаголов, выступающих в речи в функции метакоммуникативов: знаешь, понимаешь, представляешь; прикинь и под.
Широко распространены в речи междометные (в основе своей также глагольные) прагматемы здрасьте (пожалуйста)! (ну) извини(те)! (ну) давай.
Часто глаголы образуют специфические вопросительно-риторические конструкции, также очень частотные: не видишь что ли?! с ума сошёл что ли?! издеваешься что ли?! знаешь что/где/как…; видишь как/какой… и под.
Хорошо видна полифункциональность большинства рассмотренных единиц, а также действие процесса прагматикализации (иногда – через грамматикализацию), который и привел к их возникновению. В докладе предложенная типология иллюстрируется контекстами из Звукового корпуса русского языка и доказывается необходимость отдельного описания и лексикографической фиксации подобных глагольных форм и конструкций, что непременно изменит и взгляд на статус глагола в устной повседневной речи.