Мониторинг состояния и использования русского языка и других языков народов Российской Федерации является действенным исследовательским инструментарием в профессиональной деятельности многих государственных и образовательных институтов, поскольку в Конституции Российской Федерации указывается на необходимость защиты и сбережения государственного и национальных языков РФ, культурной самобытности всех граждан и этнических общностей РФ, постулируется гарантия сохранения этнокультурного и языкового многообразия. Однако инструментарий мониторинга на сегодняшний день только проходит стадию формирования. В настоящей работе проанализированы понятие мониторинга, определения сущности его механизма, а также значимости его результатов для государственных и образовательных институтов. Дано авторское определение понятия «мониторинг состояния и использования русского языка». Выявлено актуальное наполнение инструментария с точки зрения его использования в целях реализации государственной языковой политики. На основе анализа результатов мониторинга составлена модель его проведения. В 2015 г. в перечне поручений Президента Российской Федерации было объявлено о необходимости непрерывного мониторинга состояния и развития языков народов РФ, что обусловлено недостаточностью изучения состояния русского языка и других языков народов РФ в определенный период. Мониторинг проводится с целью формирования государственной языковой политики, что предполагает проведение комплекса мероприятий в профессионально-педагогической и культурно-просветительской сферах. Ранее проведение мониторингов состояния и использования русского языка и языков народов РФ не рассматривалось как необходимое условие регулирования процессов, происходящих в педагогической и языковой сферах, следствием чего в настоящее время является отсутствие структур, которые бы занимались такого рода координацией. Целью мониторинга должна быть подготовка комплекса мер по совершенствованию языковой политики в части поддержки, сохранения и развития языков народов РФ, включая русский язык. Работа по разработке программы мониторинга и оптимальной организационной модели его проведения проводится группой исследователей Санкт-Петербургского государственного университета и Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.