Статья посвящена малоизученной проблеме сравнительно-типологического анализа принципов одной из школ мифопоэтики в русском литературоведении XX в. и теории русского символизма. В центре внимания находятся литературоведческие труды Д.Е.Максимова (1904–1987), который является одним из самых авторитетных исследователей творчества А.А.Блока. На основе книг и статей Максимова проводится изучение источников его методологии, одним из которых является теория символизма Вяч. И.Иванова. Анализ основных трудов Максимова показал, что он ссылается на
работы зарубежных ученых, таких, как Н.Фрай, М.Элиаде, Дж.Кэмпбелл, М.Бодкин, а также на исследования по философии и семантике мифа Е.М.Мелетинского, А.Ф.Лосева, В.Н.Топорова, которые проводились в 1960–1980-е гг. На Максимова оказал влияние также феноменологический подход Иванова к изучению философии мифа, который был им обозначен формулой «от реального — к реальнейшему», так как феноменология предполагает объективацию идеи-сущности в сознании. Этот подход позволил ему понять природу мифопоэтического модуса художественности при анализе творчества Блока. Максимов формулирует принципы неомифологизма и намечает исследование «неомифологических текстов» в литературе XX в., указывая на подобный анализ в работах Иванова по творчеству Ф.М.Достоевского. Его идеи в 1970–1980-е гг. развиваются параллельно с исследованиями его учеников и последователей, таких, как
З.Г.Минц, И.С.Приходько, А.Пайман, А.В.Лавров и др., которые развивают и углубляют их. Поэтому труды Максимова предвосхищают открытия в изучении мифопоэтики Блока в конце XX — начале XXI в.