Standard

Обоснование позитивных наук в региональных онтологиях у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. / Паткуль, Андрей Борисович.

Наука как общественное благо: Сборник тезисов. В 7 томах. Том 7 М. : Русское общество истории и философии науки, 2020. стр. 50.

Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференцийиная часть книжной публикациинаучнаяРецензирование

Harvard

Паткуль, АБ 2020, Обоснование позитивных наук в региональных онтологиях у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. в Наука как общественное благо: Сборник тезисов. В 7 томах. Том. 7, Русское общество истории и философии науки, М., стр. 50, Второй международный конгресс Русского общества истории и философии науки «Наука как общественное благо», Санкт-Петербург, Российская Федерация, 27/11/20.

APA

Паткуль, А. Б. (2020). Обоснование позитивных наук в региональных онтологиях у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. в Наука как общественное благо: Сборник тезисов. В 7 томах (Том 7, стр. 50). Русское общество истории и философии науки.

Vancouver

Паткуль АБ. Обоснование позитивных наук в региональных онтологиях у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. в Наука как общественное благо: Сборник тезисов. В 7 томах. Том 7. М.: Русское общество истории и философии науки. 2020. стр. 50

Author

Паткуль, Андрей Борисович. / Обоснование позитивных наук в региональных онтологиях у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Наука как общественное благо: Сборник тезисов. В 7 томах. Том 7 М. : Русское общество истории и философии науки, 2020. стр. 50

BibTeX

@inbook{1d764a20a00446fdb4865cf57dadaea1,
title = "Обоснование позитивных наук в региональных онтологиях у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера",
abstract = "Важность феноменологической философии для современной философии науки состоит, среди прочего, в том, что здесь предлагается своеобразная концепция отношения философии к позитивным наукам, а также особый тип обоснования последних в первой. Центральным понятием, маркирующим феноменологический подход в философии науки, прежде всего,способ обоснования позитивных наук в философии выступает понятие региональной онтологии.Понятие региональной онтологии вводится Гуссерлем как оппозиция понятию формальной онтологии. Формальная онтология – это аналитическая онтология, в том смысле, в котором она исследует аналитические категории, характеризующие некоторое нечто вообще. Она, как выражается Гуссерль, имеет дело с «квазирегионом» предмет вообще, который является независимым от конкретного содержания, присущего этого предмету. В этом смысле формальная онтология является универсальной. Но такой универсально-формальной онтологии основатель феноменологии противопоставляет т.н. материальные онтологии. Таковые имеютдело уже не с формально-аналитическими категориями, а с априорно-синтетическими, т.е. содержательными категориями. Однако нет никакой универсальной синтетической априорности; таковая относится всякий раз к определенному предметному региону (материальная природа, живая природа, дух). Поэтому Гуссерль характеризует материальныеонтологии также и в качестве онтологий региона, или региональных онтологий. Именно онтология региона, раскрывая априорную конституцию предметного региона, исследуемого соответствующей наукой, производит обоснование этой науки. В докладе на примере второй и третьей книги «Идей» будет показано, как именно Гуссерлем мыслилось это обоснование.Термин «региональная онтология» сохраняется также и в фундаментальной онтологии Хайдеггера. В данном случае термин этот, правда, получает новое истолкование, связанное с трансформацией понимания сущности онтологии у этого философа. Прежде всего, это истолкование коренится в его тезисе онтологической дифференции, т.е. различия бытия и сущего. Так, если все нефилософские науки, согласно Хайдеггеру, исследует сущее того или иного региона, то философия как онтология исследует бытие. Но между исследованием смысла бытия как такового (радикальная онтология) и исследованием того или иного региона сущего в науках имеется известное опосредствование. Это философское, т.е. онтологическое исследование не бытия вообще, а бытия некоторого региона сущего, его категориальной конституции. Это исследование Хайдеггер характеризует также в качестве продуктивной логики соответствующей позитивной науки.",
keywords = "региональная онтология, обоснование науки в философии, формальное априори, материальное априори, материальная онтология, обоснование наук в философии, Гуссерль, Хайдеггер",
author = "Паткуль, {Андрей Борисович}",
year = "2020",
month = nov,
day = "27",
language = "русский",
isbn = "978-5-6045557-2-9 (Т. 7)",
volume = "7",
pages = "50",
booktitle = "Наука как общественное благо",
publisher = "Русское общество истории и философии науки",
address = "Российская Федерация",
note = "Второй международный конгресс Русского общества истории и философии науки «Наука как общественное благо» ; Conference date: 27-11-2020 Through 29-11-2020",
url = "http://rshps.org/congress20/",

}

RIS

TY - CHAP

T1 - Обоснование позитивных наук в региональных онтологиях у Э. Гуссерля и М. Хайдеггера

AU - Паткуль, Андрей Борисович

PY - 2020/11/27

Y1 - 2020/11/27

N2 - Важность феноменологической философии для современной философии науки состоит, среди прочего, в том, что здесь предлагается своеобразная концепция отношения философии к позитивным наукам, а также особый тип обоснования последних в первой. Центральным понятием, маркирующим феноменологический подход в философии науки, прежде всего,способ обоснования позитивных наук в философии выступает понятие региональной онтологии.Понятие региональной онтологии вводится Гуссерлем как оппозиция понятию формальной онтологии. Формальная онтология – это аналитическая онтология, в том смысле, в котором она исследует аналитические категории, характеризующие некоторое нечто вообще. Она, как выражается Гуссерль, имеет дело с «квазирегионом» предмет вообще, который является независимым от конкретного содержания, присущего этого предмету. В этом смысле формальная онтология является универсальной. Но такой универсально-формальной онтологии основатель феноменологии противопоставляет т.н. материальные онтологии. Таковые имеютдело уже не с формально-аналитическими категориями, а с априорно-синтетическими, т.е. содержательными категориями. Однако нет никакой универсальной синтетической априорности; таковая относится всякий раз к определенному предметному региону (материальная природа, живая природа, дух). Поэтому Гуссерль характеризует материальныеонтологии также и в качестве онтологий региона, или региональных онтологий. Именно онтология региона, раскрывая априорную конституцию предметного региона, исследуемого соответствующей наукой, производит обоснование этой науки. В докладе на примере второй и третьей книги «Идей» будет показано, как именно Гуссерлем мыслилось это обоснование.Термин «региональная онтология» сохраняется также и в фундаментальной онтологии Хайдеггера. В данном случае термин этот, правда, получает новое истолкование, связанное с трансформацией понимания сущности онтологии у этого философа. Прежде всего, это истолкование коренится в его тезисе онтологической дифференции, т.е. различия бытия и сущего. Так, если все нефилософские науки, согласно Хайдеггеру, исследует сущее того или иного региона, то философия как онтология исследует бытие. Но между исследованием смысла бытия как такового (радикальная онтология) и исследованием того или иного региона сущего в науках имеется известное опосредствование. Это философское, т.е. онтологическое исследование не бытия вообще, а бытия некоторого региона сущего, его категориальной конституции. Это исследование Хайдеггер характеризует также в качестве продуктивной логики соответствующей позитивной науки.

AB - Важность феноменологической философии для современной философии науки состоит, среди прочего, в том, что здесь предлагается своеобразная концепция отношения философии к позитивным наукам, а также особый тип обоснования последних в первой. Центральным понятием, маркирующим феноменологический подход в философии науки, прежде всего,способ обоснования позитивных наук в философии выступает понятие региональной онтологии.Понятие региональной онтологии вводится Гуссерлем как оппозиция понятию формальной онтологии. Формальная онтология – это аналитическая онтология, в том смысле, в котором она исследует аналитические категории, характеризующие некоторое нечто вообще. Она, как выражается Гуссерль, имеет дело с «квазирегионом» предмет вообще, который является независимым от конкретного содержания, присущего этого предмету. В этом смысле формальная онтология является универсальной. Но такой универсально-формальной онтологии основатель феноменологии противопоставляет т.н. материальные онтологии. Таковые имеютдело уже не с формально-аналитическими категориями, а с априорно-синтетическими, т.е. содержательными категориями. Однако нет никакой универсальной синтетической априорности; таковая относится всякий раз к определенному предметному региону (материальная природа, живая природа, дух). Поэтому Гуссерль характеризует материальныеонтологии также и в качестве онтологий региона, или региональных онтологий. Именно онтология региона, раскрывая априорную конституцию предметного региона, исследуемого соответствующей наукой, производит обоснование этой науки. В докладе на примере второй и третьей книги «Идей» будет показано, как именно Гуссерлем мыслилось это обоснование.Термин «региональная онтология» сохраняется также и в фундаментальной онтологии Хайдеггера. В данном случае термин этот, правда, получает новое истолкование, связанное с трансформацией понимания сущности онтологии у этого философа. Прежде всего, это истолкование коренится в его тезисе онтологической дифференции, т.е. различия бытия и сущего. Так, если все нефилософские науки, согласно Хайдеггеру, исследует сущее того или иного региона, то философия как онтология исследует бытие. Но между исследованием смысла бытия как такового (радикальная онтология) и исследованием того или иного региона сущего в науках имеется известное опосредствование. Это философское, т.е. онтологическое исследование не бытия вообще, а бытия некоторого региона сущего, его категориальной конституции. Это исследование Хайдеггер характеризует также в качестве продуктивной логики соответствующей позитивной науки.

KW - региональная онтология

KW - обоснование науки в философии

KW - формальное априори

KW - материальное априори

KW - материальная онтология

KW - обоснование наук в философии

KW - Гуссерль

KW - Хайдеггер

UR - http://rshps.ru/books/congress2020t7.pdf

M3 - иная часть книжной публикации

SN - 978-5-6045557-2-9 (Т. 7)

SN - 978-5-6043173-5-8

VL - 7

SP - 50

BT - Наука как общественное благо

PB - Русское общество истории и философии науки

CY - М.

T2 - Второй международный конгресс Русского общества истории и философии науки «Наука как общественное благо»

Y2 - 27 November 2020 through 29 November 2020

ER -

ID: 71619182