Документы

Важность феноменологической философии для современной философии науки состоит, среди прочего, в том, что здесь предлагается своеобразная концепция отношения философии к позитивным наукам, а также особый тип обоснования последних в первой. Центральным понятием, маркирующим феноменологический подход в философии науки, прежде всего,
способ обоснования позитивных наук в философии выступает понятие региональной онтологии.
Понятие региональной онтологии вводится Гуссерлем как оппозиция понятию формальной онтологии. Формальная онтология – это аналитическая онтология, в том смысле, в котором она исследует аналитические категории, характеризующие некоторое нечто вообще. Она, как выражается Гуссерль, имеет дело с «квазирегионом» предмет вообще, который является независимым от конкретного содержания, присущего этого предмету. В этом смысле формальная онтология является универсальной. Но такой универсально-формальной онтологии основатель феноменологии противопоставляет т.н. материальные онтологии. Таковые имеют
дело уже не с формально-аналитическими категориями, а с априорно-синтетическими, т.е. содержательными категориями. Однако нет никакой универсальной синтетической априорности; таковая относится всякий раз к определенному предметному региону (материальная природа, живая природа, дух). Поэтому Гуссерль характеризует материальные
онтологии также и в качестве онтологий региона, или региональных онтологий. Именно онтология региона, раскрывая априорную конституцию предметного региона, исследуемого соответствующей наукой, производит обоснование этой науки. В докладе на примере второй и третьей книги «Идей» будет показано, как именно Гуссерлем мыслилось это обоснование.
Термин «региональная онтология» сохраняется также и в фундаментальной онтологии Хайдеггера. В данном случае термин этот, правда, получает новое истолкование, связанное с трансформацией понимания сущности онтологии у этого философа. Прежде всего, это истолкование коренится в его тезисе онтологической дифференции, т.е. различия бытия и сущего. Так, если все нефилософские науки, согласно Хайдеггеру, исследует сущее того или иного региона, то философия как онтология исследует бытие. Но между исследованием смысла бытия как такового (радикальная онтология) и исследованием того или иного региона сущего в науках имеется известное опосредствование. Это философское, т.е. онтологическое исследование не бытия вообще, а бытия некоторого региона сущего, его категориальной конституции. Это исследование Хайдеггер характеризует также в качестве продуктивной логики соответствующей позитивной науки.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииНаука как общественное благо
Подзаголовок основной публикацииСборник тезисов. В 7 томах
Место публикацииМ.
ИздательРусское общество истории и философии науки
Страницы50
Том7
ISBN (печатное издание)978-5-6045557-2-9 (Т. 7), 978-5-6043173-5-8
СостояниеОпубликовано - 27 ноя 2020
СобытиеВторой международный конгресс Русского общества истории и философии науки «Наука как общественное благо» - СПбГУ, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 27 ноя 202029 ноя 2020
http://rshps.org/congress20/

конференция

конференцияВторой международный конгресс Русского общества истории и философии науки «Наука как общественное благо»
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период27/11/2029/11/20
Сайт в сети Internet

    Области исследований

  • региональная онтология, обоснование науки в философии, формальное априори, материальное априори, материальная онтология, обоснование наук в философии, Гуссерль, Хайдеггер

    Предметные области Scopus

  • Философия

ID: 71619182