Standard

Датарсис - катарсис цифровой эпохи, или как цифровые платформы определяют переживание. / Очеретяный, Константин Алексеевич.

в: GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES, Том 7, № 4, 11.11.2025, стр. 109-126.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{ff972b19bef342aa96d51a58844abe3d,
title = "Датарсис - катарсис цифровой эпохи, или как цифровые платформы определяют переживание",
abstract = "В конце XX - начале XXI века технологии стали восприниматься не сколько как средства, сколько как вызов, как мода и фактор персонализации, иными словами, как расширение способов присутствия и влияния. С этим совпал тренд эмоционального дизайна, производства впечатлений и аффектов, который постепенно на уровне коммерческих, дизайнерских и инженерных решений изменил подход к проектированию цифровых сред, сблизив их с новыми средами жизни, которые обещают радикальные возможности и альтернативные формы существования. Идея, согласно которой цифровые интерфейсы должны быть функциональны, операциональны и рациональны, сменяется императивом аффективного взаимодействия с технологиями: компьютеры не столько решают проблемы, сколько аккумулируют потенциал аффективного-эмоционального взаимодействия в новых средах жизни. Точно так же, как человек выстраивал симбиотические отношения на уровне животных популяций, точно так же он должен достичь качественно-новой ступени существования и благополучия на уровне взаимодействия с эмоциональными машинами. Однако вскоре оказалось, что эмоции, высвобожденные в сети и цифре, стали не столько отражать и выражать надежды и страхи человека, его слабости и возможности, сколько навязывать себя ему; вместо обещанной исключительности и радикальности они оказались новыми способами коллективизации или даже стандартизации. Иными словами, не эмоции стали посредниками для трансляции переживаний, а человек стал посредником для эмоций - что поставило под сомнение саму возможность неалгоритмического чувствования и вызвало кризис переживания. В статье показано, как эмоции и переживания в поисках форм взаимодействия с технологиями проходят путь от ранней утопии новых трансгрессивных опытов до позднего цифрового пессимизма. Вводится понятие датарсиса как возможного использования цифровых платформ не для действия, а для освобождения от действия ради обнаружения новых форм присутствия.",
keywords = "экзистенция, эмоциональный дизайн, аффект, телесность, биоморфизм, Affect, Bicameral Mentality, Biomorphism, Emoocracy, Emotional Design, Existence, Ontology of Numbers, Physicality, Production of Presence, Speculative Design, Writing Machines",
author = "Очеретяный, {Константин Алексеевич}",
year = "2025",
month = nov,
day = "11",
doi = "10.46539/gmd.v7i4.703",
language = "русский",
volume = "7",
pages = "109--126",
journal = " GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES",
issn = "2658-7734",
publisher = "Frontier Group",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Датарсис - катарсис цифровой эпохи, или как цифровые платформы определяют переживание

AU - Очеретяный, Константин Алексеевич

PY - 2025/11/11

Y1 - 2025/11/11

N2 - В конце XX - начале XXI века технологии стали восприниматься не сколько как средства, сколько как вызов, как мода и фактор персонализации, иными словами, как расширение способов присутствия и влияния. С этим совпал тренд эмоционального дизайна, производства впечатлений и аффектов, который постепенно на уровне коммерческих, дизайнерских и инженерных решений изменил подход к проектированию цифровых сред, сблизив их с новыми средами жизни, которые обещают радикальные возможности и альтернативные формы существования. Идея, согласно которой цифровые интерфейсы должны быть функциональны, операциональны и рациональны, сменяется императивом аффективного взаимодействия с технологиями: компьютеры не столько решают проблемы, сколько аккумулируют потенциал аффективного-эмоционального взаимодействия в новых средах жизни. Точно так же, как человек выстраивал симбиотические отношения на уровне животных популяций, точно так же он должен достичь качественно-новой ступени существования и благополучия на уровне взаимодействия с эмоциональными машинами. Однако вскоре оказалось, что эмоции, высвобожденные в сети и цифре, стали не столько отражать и выражать надежды и страхи человека, его слабости и возможности, сколько навязывать себя ему; вместо обещанной исключительности и радикальности они оказались новыми способами коллективизации или даже стандартизации. Иными словами, не эмоции стали посредниками для трансляции переживаний, а человек стал посредником для эмоций - что поставило под сомнение саму возможность неалгоритмического чувствования и вызвало кризис переживания. В статье показано, как эмоции и переживания в поисках форм взаимодействия с технологиями проходят путь от ранней утопии новых трансгрессивных опытов до позднего цифрового пессимизма. Вводится понятие датарсиса как возможного использования цифровых платформ не для действия, а для освобождения от действия ради обнаружения новых форм присутствия.

AB - В конце XX - начале XXI века технологии стали восприниматься не сколько как средства, сколько как вызов, как мода и фактор персонализации, иными словами, как расширение способов присутствия и влияния. С этим совпал тренд эмоционального дизайна, производства впечатлений и аффектов, который постепенно на уровне коммерческих, дизайнерских и инженерных решений изменил подход к проектированию цифровых сред, сблизив их с новыми средами жизни, которые обещают радикальные возможности и альтернативные формы существования. Идея, согласно которой цифровые интерфейсы должны быть функциональны, операциональны и рациональны, сменяется императивом аффективного взаимодействия с технологиями: компьютеры не столько решают проблемы, сколько аккумулируют потенциал аффективного-эмоционального взаимодействия в новых средах жизни. Точно так же, как человек выстраивал симбиотические отношения на уровне животных популяций, точно так же он должен достичь качественно-новой ступени существования и благополучия на уровне взаимодействия с эмоциональными машинами. Однако вскоре оказалось, что эмоции, высвобожденные в сети и цифре, стали не столько отражать и выражать надежды и страхи человека, его слабости и возможности, сколько навязывать себя ему; вместо обещанной исключительности и радикальности они оказались новыми способами коллективизации или даже стандартизации. Иными словами, не эмоции стали посредниками для трансляции переживаний, а человек стал посредником для эмоций - что поставило под сомнение саму возможность неалгоритмического чувствования и вызвало кризис переживания. В статье показано, как эмоции и переживания в поисках форм взаимодействия с технологиями проходят путь от ранней утопии новых трансгрессивных опытов до позднего цифрового пессимизма. Вводится понятие датарсиса как возможного использования цифровых платформ не для действия, а для освобождения от действия ради обнаружения новых форм присутствия.

KW - экзистенция

KW - эмоциональный дизайн

KW - аффект

KW - телесность

KW - биоморфизм

KW - Affect

KW - Bicameral Mentality

KW - Biomorphism

KW - Emoocracy

KW - Emotional Design

KW - Existence

KW - Ontology of Numbers

KW - Physicality

KW - Production of Presence

KW - Speculative Design

KW - Writing Machines

UR - https://galacticamedia.com/index.php/gmd/article/view/703

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/78c31e06-a1ce-3c03-8518-86017ecc20e1/

U2 - 10.46539/gmd.v7i4.703

DO - 10.46539/gmd.v7i4.703

M3 - статья

VL - 7

SP - 109

EP - 126

JO - GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES

JF - GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES

SN - 2658-7734

IS - 4

ER -

ID: 145088802