Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Современное текстильное искусство в поисках новых форм, смыслов и средств выразительности. / Митрофанова, Наталья Юрьевна.
в: ВЕСТНИК АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ, № 1(60), 2019, стр. 176-190.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Современное текстильное искусство в поисках новых форм, смыслов и средств выразительности
AU - Митрофанова, Наталья Юрьевна
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Текстильное искусство имеет глубокие исторические корни, которые изначально питали два основных жизненных источника: традиция и новация. Их связь - одна из актуальных проблем современного искусства. За последние полвека текстиль, как вид человеческой деятельности и художественный жанр, получил существенный толчок к развитию. Это связано с рядом причин:- эволюцией традиционного художественного языка внутри жанра;Язык текстильного искусства с присущими ему «грамматическими возможностями» сегодня получает свежую интерпретацию. Это связано с изменением роли дизайна: он становится с одной стороны глобальным и универсальным, с другой - все больше решает частные проблемы и приближается к человеку. Все чаще дизайнеры прибегают к традиционным приемам и материалам, чтобы достичь большей эмпатии. В этом смысле текстильные технологии оказываются широко востребованными. Например, кружево или вышивка, обладающие устойчивыми коннотациями, связанными с традицией, родом, домашним ремеслом, использованные в нетрадиционном контексте оформления экстерьеров, интерьеров и мебели, сокращают дистанцию между художником, несущим свою идею и зрителем, который эмоционально откликается на нее. Возникают полноценные новые направления в дизайне: вышивка крестом превращается в «Сross Stitch - style», а использование кружева в городской вреде - в «New Lace Street Art».-взаимодействие с жанрами изобразительного искусства;Этот аспект очень любопытен в связи с разговором, например, об искусстве портрета. Текстильное творчество выходит из рамок «второго эшелона» и не просто совершает интервенцию на территорию ведущего жанра изобразительного искусства, но и предлагает расширить его возможности за счет присущих исключительно текстилю средств выразительности: работы изнанки, фактуры, масштаба, транспарентности и многослойности…. -появлением, развитием и актуализацией новых направлений в современном искусстве; Концептуальное искусство, зародившись в начале XX века, оформляется как движение в 60-е годы. Заявив, что «искусство — это сила идеи, а не материала», оно открывает эру концептов и арт-объектов, которые вполне могли быть и текстильными. XXI век стал временем активного вторжения в нашу жизнь уличного искусства. Оно охватывает новые пространства и объекты, ранее не попадавшие в сферу внимания художников. Стены жилых домов, трансформаторные будки, заборы, ограды и решетки превращаются в «холст» для творчества. Текстильная составляющая уличного искусства весьма значима и оформилась в отдельное направление «yarnbombing».- стремительное развитие революционных наукоемких технологий: Текстиль, как никакой иной вид художественного творчества и производственной деятельности, зависит от научно-технического и информационно-технологического прогресса. Его применение в медицине, военной сфере, строительной практике и др. сложно переоценить. Это направление получило название «умный текстиль» или «файбертроника». Это те главные области, где текстильный язык претерпел существенную трансформацию, привел к свежим интерпретациям смыслов традиционные жанры, отразил появление новых форм искусства и развитие наукоемких технологий
AB - Текстильное искусство имеет глубокие исторические корни, которые изначально питали два основных жизненных источника: традиция и новация. Их связь - одна из актуальных проблем современного искусства. За последние полвека текстиль, как вид человеческой деятельности и художественный жанр, получил существенный толчок к развитию. Это связано с рядом причин:- эволюцией традиционного художественного языка внутри жанра;Язык текстильного искусства с присущими ему «грамматическими возможностями» сегодня получает свежую интерпретацию. Это связано с изменением роли дизайна: он становится с одной стороны глобальным и универсальным, с другой - все больше решает частные проблемы и приближается к человеку. Все чаще дизайнеры прибегают к традиционным приемам и материалам, чтобы достичь большей эмпатии. В этом смысле текстильные технологии оказываются широко востребованными. Например, кружево или вышивка, обладающие устойчивыми коннотациями, связанными с традицией, родом, домашним ремеслом, использованные в нетрадиционном контексте оформления экстерьеров, интерьеров и мебели, сокращают дистанцию между художником, несущим свою идею и зрителем, который эмоционально откликается на нее. Возникают полноценные новые направления в дизайне: вышивка крестом превращается в «Сross Stitch - style», а использование кружева в городской вреде - в «New Lace Street Art».-взаимодействие с жанрами изобразительного искусства;Этот аспект очень любопытен в связи с разговором, например, об искусстве портрета. Текстильное творчество выходит из рамок «второго эшелона» и не просто совершает интервенцию на территорию ведущего жанра изобразительного искусства, но и предлагает расширить его возможности за счет присущих исключительно текстилю средств выразительности: работы изнанки, фактуры, масштаба, транспарентности и многослойности…. -появлением, развитием и актуализацией новых направлений в современном искусстве; Концептуальное искусство, зародившись в начале XX века, оформляется как движение в 60-е годы. Заявив, что «искусство — это сила идеи, а не материала», оно открывает эру концептов и арт-объектов, которые вполне могли быть и текстильными. XXI век стал временем активного вторжения в нашу жизнь уличного искусства. Оно охватывает новые пространства и объекты, ранее не попадавшие в сферу внимания художников. Стены жилых домов, трансформаторные будки, заборы, ограды и решетки превращаются в «холст» для творчества. Текстильная составляющая уличного искусства весьма значима и оформилась в отдельное направление «yarnbombing».- стремительное развитие революционных наукоемких технологий: Текстиль, как никакой иной вид художественного творчества и производственной деятельности, зависит от научно-технического и информационно-технологического прогресса. Его применение в медицине, военной сфере, строительной практике и др. сложно переоценить. Это направление получило название «умный текстиль» или «файбертроника». Это те главные области, где текстильный язык претерпел существенную трансформацию, привел к свежим интерпретациям смыслов традиционные жанры, отразил появление новых форм искусства и развитие наукоемких технологий
KW - декоративно-прикладное искусство, текстильный дизайн, история художественного текстиля, современное искусство
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39173804
M3 - статья
SP - 176
EP - 190
JO - ВЕСТНИК АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ
JF - ВЕСТНИК АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ
SN - 1681-8962
IS - 1(60)
ER -
ID: 53469188