Текстильное искусство имеет глубокие исторические корни, которые изначально питали два основных жизненных источника: традиция и новация. Их связь - одна из актуальных проблем современного искусства. За последние полвека текстиль, как вид человеческой деятельности и художественный жанр, получил существенный толчок к развитию. Это связано с рядом причин:
- эволюцией традиционного художественного языка внутри жанра;
Язык текстильного искусства с присущими ему «грамматическими возможностями» сегодня получает свежую интерпретацию. Это связано с изменением роли дизайна: он становится с одной стороны глобальным и универсальным, с другой - все больше решает частные проблемы и приближается к человеку. Все чаще дизайнеры прибегают к традиционным приемам и материалам, чтобы достичь большей эмпатии. В этом смысле текстильные технологии оказываются широко востребованными. Например, кружево или вышивка, обладающие устойчивыми коннотациями, связанными с традицией, родом, домашним ремеслом, использованные в нетрадиционном контексте оформления экстерьеров, интерьеров и мебели, сокращают дистанцию между художником, несущим свою идею и зрителем, который эмоционально откликается на нее. Возникают полноценные новые направления в дизайне: вышивка крестом превращается в «Сross Stitch - style», а использование кружева в городской вреде - в «New Lace Street Art».
-взаимодействие с жанрами изобразительного искусства;
Этот аспект очень любопытен в связи с разговором, например, об искусстве портрета. Текстильное творчество выходит из рамок «второго эшелона» и не просто совершает интервенцию на территорию ведущего жанра изобразительного искусства, но и предлагает расширить его возможности за счет присущих исключительно текстилю средств выразительности: работы изнанки, фактуры, масштаба, транспарентности и многослойности….
-появлением, развитием и актуализацией новых направлений в современном искусстве;
Концептуальное искусство, зародившись в начале XX века, оформляется как движение в 60-е годы. Заявив, что «искусство — это сила идеи, а не материала», оно открывает эру концептов и арт-объектов, которые вполне могли быть и текстильными. XXI век стал временем активного вторжения в нашу жизнь уличного искусства. Оно охватывает новые пространства и объекты, ранее не попадавшие в сферу внимания художников. Стены жилых домов, трансформаторные будки, заборы, ограды и решетки превращаются в «холст» для творчества. Текстильная составляющая уличного искусства весьма значима и оформилась в отдельное направление «yarnbombing».
- стремительное развитие революционных наукоемких технологий:
Текстиль, как никакой иной вид художественного творчества и производственной деятельности, зависит от научно-технического и информационно-технологического прогресса. Его применение в медицине, военной сфере, строительной практике и др. сложно переоценить. Это направление получило название «умный текстиль» или «файбертроника».
Это те главные области, где текстильный язык претерпел существенную трансформацию, привел к свежим интерпретациям смыслов традиционные жанры, отразил появление новых форм искусства и развитие наукоемких технологий
Переведенное название MODERN TEXTILE ART IN A SEARCH FOR NEW FORMS, MEANINGS AND MEANS OF EXPRESSIONS
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)176-190
ЖурналВЕСТНИК АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ
Номер выпуска1(60)
СостояниеОпубликовано - 2019

    Области исследований

  • декоративно-прикладное искусство, текстильный дизайн, история художественного текстиля, современное искусство

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 53469188