Standard

Межпоколенные отношения как фактор психологического благополучия студентов: опосредующая роль временной перспективы. / Стрижицкая, Ольга Юрьевна; Петраш, Марина Дмитриевна.

в: Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, Том 12, № 4, 2022, стр. 472-486.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{b1156e3f883b4fadb912f22a1a1c3545,
title = "Межпоколенные отношения как фактор психологического благополучия студентов: опосредующая роль временной перспективы",
abstract = "Работа посвящена анализу связей показателей межпоколенных отношений, временн{\'o}й перспективы и психологического благополучия. Период ранней взрослости — это период самоопределения, поиска смыслов и постановок целей на будущее. Такие транс-формации затрагивают не только частные, но и интегральные психические показатели, такие как психологическое благополучие. Изменение социальных ролей, происходящее в этом возрасте, приводит к формированию новых социальных связей, в частности усложняет систему межпоколенных отношений. Одновременно исследования показывают, что временн{\'a}я перспектива связана с психологическим благополучием, при этом, как правило, позитивная оценка перспективы положительно связана с психологическим благополучием. Также временн{\'a}я перспектива связана с межпоколенными отношениями. При этом отсутствуют данные о том, как эти три конструкта соотносятся между собой. В нашем исследовании мы оттолкнулись от существующих данных и принципов развития в онтогенезе, что привело нас к идее о том, что временн{\'a}я перспектива может опосредовать силу связей межпоколенных отношений и психологического благополучия. Выборку исследования составили 433 студента санкт-петербургских вузов в возрасте 17–24 лет. Для исследования мы использовали: шкалу психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной, Опросник временн{\'o}й перспективы личности Ф. Зимбардо (ZTPI), Опросник «Межпоколенные социальные отношения» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая). Результаты анализа показали, что межпоколенные отношения, временн{\'a}я перспектива и психологическое благополучие тесно связаны между собой. Регрессионный анализ уточнил эти результаты, выделив компонент «личностный рост» как наиболее тесно связанный и с межпоколенными отношениями, и с временн{\'o}й перспективой. Структурное моделирование методом путей позволило увидеть медиационный эффект временн{\'o}й перспективы. Таким образом, результаты нашего исследования позволили сделать вы-вод о связи межпоколенных отношений, временн{\'o}й перспективы и психологического благополучия, с одной стороны, но также подчеркнули дифференцированный характер этих корреляций. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что показана роль отношений с другими поколениями не только в психологическом благополучии молодых людей, но и их влияние на параметры временн{\'o}й перспективы. Практическая значимость работы связана с возможностями психологической помощи в формировании и коррекции временн{\'o}й перспективы с учетом механизмов, полученных в работе.",
keywords = "межпоколенные отношения, временн{\'a}я перспектива, психологическое благополучие, личностный рост, ранняя взрослость, intergenerational relationships, time perspective, psychological well-being, personal growth, early adulthood",
author = "Стрижицкая, {Ольга Юрьевна} and Петраш, {Марина Дмитриевна}",
note = "Strizhitskaya O. Yu., Petrash M. D. Intergenerational relationshipsas a factor of students{\textquoteright} psychological well-being: The moderation role of time perspective. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2022, vol. 12, issue 4, pp. 472–486. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.406 (In Russian)",
year = "2022",
language = "русский",
volume = "12",
pages = "472--486",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ",
issn = "2658-3607",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Межпоколенные отношения как фактор психологического благополучия студентов: опосредующая роль временной перспективы

AU - Стрижицкая, Ольга Юрьевна

AU - Петраш, Марина Дмитриевна

N1 - Strizhitskaya O. Yu., Petrash M. D. Intergenerational relationshipsas a factor of students’ psychological well-being: The moderation role of time perspective. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology, 2022, vol. 12, issue 4, pp. 472–486. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.406 (In Russian)

PY - 2022

Y1 - 2022

N2 - Работа посвящена анализу связей показателей межпоколенных отношений, временнóй перспективы и психологического благополучия. Период ранней взрослости — это период самоопределения, поиска смыслов и постановок целей на будущее. Такие транс-формации затрагивают не только частные, но и интегральные психические показатели, такие как психологическое благополучие. Изменение социальных ролей, происходящее в этом возрасте, приводит к формированию новых социальных связей, в частности усложняет систему межпоколенных отношений. Одновременно исследования показывают, что временнáя перспектива связана с психологическим благополучием, при этом, как правило, позитивная оценка перспективы положительно связана с психологическим благополучием. Также временнáя перспектива связана с межпоколенными отношениями. При этом отсутствуют данные о том, как эти три конструкта соотносятся между собой. В нашем исследовании мы оттолкнулись от существующих данных и принципов развития в онтогенезе, что привело нас к идее о том, что временнáя перспектива может опосредовать силу связей межпоколенных отношений и психологического благополучия. Выборку исследования составили 433 студента санкт-петербургских вузов в возрасте 17–24 лет. Для исследования мы использовали: шкалу психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной, Опросник временнóй перспективы личности Ф. Зимбардо (ZTPI), Опросник «Межпоколенные социальные отношения» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая). Результаты анализа показали, что межпоколенные отношения, временнáя перспектива и психологическое благополучие тесно связаны между собой. Регрессионный анализ уточнил эти результаты, выделив компонент «личностный рост» как наиболее тесно связанный и с межпоколенными отношениями, и с временнóй перспективой. Структурное моделирование методом путей позволило увидеть медиационный эффект временнóй перспективы. Таким образом, результаты нашего исследования позволили сделать вы-вод о связи межпоколенных отношений, временнóй перспективы и психологического благополучия, с одной стороны, но также подчеркнули дифференцированный характер этих корреляций. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что показана роль отношений с другими поколениями не только в психологическом благополучии молодых людей, но и их влияние на параметры временнóй перспективы. Практическая значимость работы связана с возможностями психологической помощи в формировании и коррекции временнóй перспективы с учетом механизмов, полученных в работе.

AB - Работа посвящена анализу связей показателей межпоколенных отношений, временнóй перспективы и психологического благополучия. Период ранней взрослости — это период самоопределения, поиска смыслов и постановок целей на будущее. Такие транс-формации затрагивают не только частные, но и интегральные психические показатели, такие как психологическое благополучие. Изменение социальных ролей, происходящее в этом возрасте, приводит к формированию новых социальных связей, в частности усложняет систему межпоколенных отношений. Одновременно исследования показывают, что временнáя перспектива связана с психологическим благополучием, при этом, как правило, позитивная оценка перспективы положительно связана с психологическим благополучием. Также временнáя перспектива связана с межпоколенными отношениями. При этом отсутствуют данные о том, как эти три конструкта соотносятся между собой. В нашем исследовании мы оттолкнулись от существующих данных и принципов развития в онтогенезе, что привело нас к идее о том, что временнáя перспектива может опосредовать силу связей межпоколенных отношений и психологического благополучия. Выборку исследования составили 433 студента санкт-петербургских вузов в возрасте 17–24 лет. Для исследования мы использовали: шкалу психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной, Опросник временнóй перспективы личности Ф. Зимбардо (ZTPI), Опросник «Межпоколенные социальные отношения» (М. Д. Петраш, О. Ю. Стрижицкая). Результаты анализа показали, что межпоколенные отношения, временнáя перспектива и психологическое благополучие тесно связаны между собой. Регрессионный анализ уточнил эти результаты, выделив компонент «личностный рост» как наиболее тесно связанный и с межпоколенными отношениями, и с временнóй перспективой. Структурное моделирование методом путей позволило увидеть медиационный эффект временнóй перспективы. Таким образом, результаты нашего исследования позволили сделать вы-вод о связи межпоколенных отношений, временнóй перспективы и психологического благополучия, с одной стороны, но также подчеркнули дифференцированный характер этих корреляций. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в том, что показана роль отношений с другими поколениями не только в психологическом благополучии молодых людей, но и их влияние на параметры временнóй перспективы. Практическая значимость работы связана с возможностями психологической помощи в формировании и коррекции временнóй перспективы с учетом механизмов, полученных в работе.

KW - межпоколенные отношения

KW - временнáя перспектива

KW - психологическое благополучие

KW - личностный рост

KW - ранняя взрослость

KW - intergenerational relationships

KW - time perspective

KW - psychological well-being

KW - personal growth

KW - early adulthood

UR - https://psyjournal.spbu.ru/article/view/14961/10049

M3 - статья

VL - 12

SP - 472

EP - 486

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

SN - 2658-3607

IS - 4

ER -

ID: 91751153