Предметом исследования является использование пиктограмм для выражения эмоций и чувств в сетевой коммуникации. Объектом исследования выступили комментарии в нескольких популярных у молодежи сообществах социальной сети «ВКонтакте». Целью исследования было сравнение предпочитаемых пиктограмм-эмодзи, которыми выражают свои эмоции и чувства пользователи, состоящие в сообществах с разной частотой использования обсценной лексики. Гипотезой исследования выступило предположение, что группы с разной частотой использования обсценной лексики отличаются эмоциональной тональностью и используемыми пиктограммами-эмодзи для выражения эмоций и чувств. Методами исследования выступили опрос и контент-анализ. Для реализации первого метода была составлена анкета, в которой респондентам были заданы вопросы об особенностях их интернет-предпочтений, наиболее привлекательных для них интернет-сообществах в социальных сетях. Проведен анкетный опрос на выборке 854 человека, осуществлен сбор данных о частотности использования пиктограмм-эмодзи в 14 выделенных для детального анализа сообществах социальной сети ВКонтакте. Выявлено, что в сообществах, где пользователи реже используют ненормативную лексику, рейтинг эмодзи, обозначающих положительные (гедонические и сближающие) эмоции выше. В сообществах, где нецензурная брань используется чаще, пользователи наравне с позитивными, часто используют пиктограммы выражающие негативные эмоции – удаляющие (гнев, злость) и меланхолические (печаль, тоска). Результаты исследования могут быть применены в разработке методов мониторинга настроений участников сетевой коммуникации.