Статья посвящена анализу подходов к обучению и развитию, посредством которых инновационно-активные компании стран БРИК формируют компетенции, знания и навыки сотрудников для достижения высоких результатов деятельности и обеспечения своей конкурентоспособности. Представлены результаты разведывательного исследования данных подходов в инновационно-активных компаниях стран БРИК с позиций теории дивергенции и конвергенции. В качестве основных факторов, влияющих на выбор подходов и соответствующих практик обучения, рассмотрены социально-экономический и культурный контексты. Авторами было проведено экспертное интервью представителей топ-менеджмента 131 инновационно-активной компании стран БРИК. Результаты анализа информационных источников и эмпирического исследования позволяют заключить, что в инновационно-активных компаниях стран БРИК существуют как универсальные, так и контекстно обусловленные подходы к развитию и обучению персонала. В целом используемые подходы можно оценить как гибридные.