Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Календарь, религия и политика. Дискуссия о реформе календаря в сикхской общине. / Котин, Игорь Юрьевич.
в: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА, № 1, 03.09.2024, стр. 181-195.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Календарь, религия и политика. Дискуссия о реформе календаря в сикхской общине
AU - Котин, Игорь Юрьевич
N1 - Котин И.Ю. Календарь, религия и политика. Дискуссия о реформе календаря в сикхской общине // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2024. Т. 16. Вып. 1. С. 181–195. https://doi.org/10.21638/spbu13.202
PY - 2024/9/3
Y1 - 2024/9/3
N2 - В статье анализируется дискуссия о реформе сикхского календаря Нанакшахи (разработан в 1998 г., принят в 2003 г., реформирован в 2010 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе сикхских учения и общины. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (сикхов), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестелесной (ниргуна) форме. Традиция живых гуру длилась в сикхизме до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма. Наряду с сельскохозяйственными и новогодними праздниками Северной Индии (Вайшакхи, Дивали) календарные даты событий сикхской истории, и прежде всего — даты (гурпурб) рождения (джаянти), смерти (джотиджот), принятия миссии сикхских гуру (гургадди), стали основными сикхскими праздниками. Стремясь акцентировать особенность сикхов и их отличие от индусов, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский солнечный календарь, отличающийся от североиндийского лунного и сходный с тропическим григорианским. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов и к разногласиям среди рядовых сикхов по поводу даты празднования того или иного священного дня. Официально новый календарь Нанакшахи принят в 2003 г., но часть сикхов ему не следует. При этом новый календарь, разработанный в 1998 г., подвергся в 2010 г. реформированию. Соответственно, сикхи отмечают гурпурб в разное время. Нужно отметить, что даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечаются по старому североиндийскому календарю Викрам (Бикрами-самат). Календарь, призванный объединить сикхов, лишь способствовал их разобщению.
AB - В статье анализируется дискуссия о реформе сикхского календаря Нанакшахи (разработан в 1998 г., принят в 2003 г., реформирован в 2010 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе сикхских учения и общины. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (сикхов), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестелесной (ниргуна) форме. Традиция живых гуру длилась в сикхизме до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма. Наряду с сельскохозяйственными и новогодними праздниками Северной Индии (Вайшакхи, Дивали) календарные даты событий сикхской истории, и прежде всего — даты (гурпурб) рождения (джаянти), смерти (джотиджот), принятия миссии сикхских гуру (гургадди), стали основными сикхскими праздниками. Стремясь акцентировать особенность сикхов и их отличие от индусов, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский солнечный календарь, отличающийся от североиндийского лунного и сходный с тропическим григорианским. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов и к разногласиям среди рядовых сикхов по поводу даты празднования того или иного священного дня. Официально новый календарь Нанакшахи принят в 2003 г., но часть сикхов ему не следует. При этом новый календарь, разработанный в 1998 г., подвергся в 2010 г. реформированию. Соответственно, сикхи отмечают гурпурб в разное время. Нужно отметить, что даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечаются по старому североиндийскому календарю Викрам (Бикрами-самат). Календарь, призванный объединить сикхов, лишь способствовал их разобщению.
M3 - статья
SP - 181
EP - 195
JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА
JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА
SN - 2074-1227
IS - 1
ER -
ID: 124083398