Документы

В статье анализируется дискуссия о реформе сикхского календаря Нанакшахи (разработан в 1998 г., принят в 2003 г., реформирован в 2010 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе сикхских учения и общины. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (сикхов), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестелесной (ниргуна) форме. Традиция живых гуру длилась в сикхизме до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма. Наряду с сельскохозяйственными и новогодними праздниками Северной Индии (Вайшакхи, Дивали) календарные даты событий сикхской истории,
и прежде всего — даты (гурпурб) рождения (джаянти), смерти (джотиджот), принятия миссии сикхских гуру (гургадди), стали основными сикхскими праздниками. Стремясь акцентировать особенность сикхов и их отличие от индусов, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский солнечный календарь, отличающийся от североиндийского лунного и сходный с тропическим григорианским. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов и к разногласиям среди рядовых сикхов по поводу даты празднования того или иного священного дня. Официально новый календарь Нанакшахи принят в 2003 г., но часть
сикхов ему не следует. При этом новый календарь, разработанный в 1998 г., подвергся в 2010 г. реформированию. Соответственно, сикхи отмечают гурпурб в разное время. Нужно отметить, что даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечаются по старому североиндийскому календарю Викрам (Бикрами-самат). Календарь, призванный объединить сикхов, лишь способствовал их разобщению.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)181-195
Число страниц15
Журнал ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - 3 сен 2024

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 124083398