Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Риски социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях глобальной цифровизации. / Защиринская, Оксана Владимировна; Белимова, Полина Андреевна.
в: ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВО, Том 15, № 3, 01.10.2025, стр. 37-53.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Риски социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях глобальной цифровизации
AU - Защиринская, Оксана Владимировна
AU - Белимова, Полина Андреевна
PY - 2025/10/1
Y1 - 2025/10/1
N2 - Аналитический обзор посвящен вопросам цифровой инклюзии детей с нарушением интеллекта. Глобальная цифровизация открывает новые образовательные и социальные перспективы, но также усиливает цифровое неравенство. Актуальность исследования определяется необходимостью анализа стратегий цифровой интеграции данной группы детей с учетом возможностей и рисков цифровой среды. Цель. Систематизировать актуальные данные о цифровой инклюзии, включая барьеры инклюзивного образования, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации и влияние цифровых технологий на социализацию детей с нарушением интеллектуального развития. Гипотеза. Цифровая среда может способствовать социализации и обучению детей с нарушением интеллекта при условии адаптации контента и инструментов в соответствии с их когнитивными возможностями. Методы и материалы. Исследование основано на анализе научных публикаций (2021—2024), посвященных вопросам цифровой доступности, правовому регулированию инклюзивного образования, а также применению современных технологий в обучении и социальной адаптации. Использованы методы систематизации, сравнительного анализа и обобщения. Результаты. Существует необходимость соблюдения стандартов доступности при создании цифровых образовательных платформ и развития междисциплинарного подхода, объединяющего педагогические, технические, психологические и правовые аспекты. Альтернативная коммуникация, универсальный дизайн для обучения, виртуальная реальность и телемедицинские решения обладают потенциалом в образовании и реабилитации, но остаются вызовы: сложности восприятия мультимодального контента, перегрузка информацией и недостаточная адаптация цифровых платформ. Заключение. Для эффективной цифровой инклюзии требуется комплексная адаптация образовательных программ, модернизация цифровой инфраструктуры и формирование специализированных компетенций у специалистов для работы с детьми с нарушением интеллекта.
AB - Аналитический обзор посвящен вопросам цифровой инклюзии детей с нарушением интеллекта. Глобальная цифровизация открывает новые образовательные и социальные перспективы, но также усиливает цифровое неравенство. Актуальность исследования определяется необходимостью анализа стратегий цифровой интеграции данной группы детей с учетом возможностей и рисков цифровой среды. Цель. Систематизировать актуальные данные о цифровой инклюзии, включая барьеры инклюзивного образования, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации и влияние цифровых технологий на социализацию детей с нарушением интеллектуального развития. Гипотеза. Цифровая среда может способствовать социализации и обучению детей с нарушением интеллекта при условии адаптации контента и инструментов в соответствии с их когнитивными возможностями. Методы и материалы. Исследование основано на анализе научных публикаций (2021—2024), посвященных вопросам цифровой доступности, правовому регулированию инклюзивного образования, а также применению современных технологий в обучении и социальной адаптации. Использованы методы систематизации, сравнительного анализа и обобщения. Результаты. Существует необходимость соблюдения стандартов доступности при создании цифровых образовательных платформ и развития междисциплинарного подхода, объединяющего педагогические, технические, психологические и правовые аспекты. Альтернативная коммуникация, универсальный дизайн для обучения, виртуальная реальность и телемедицинские решения обладают потенциалом в образовании и реабилитации, но остаются вызовы: сложности восприятия мультимодального контента, перегрузка информацией и недостаточная адаптация цифровых платформ. Заключение. Для эффективной цифровой инклюзии требуется комплексная адаптация образовательных программ, модернизация цифровой инфраструктуры и формирование специализированных компетенций у специалистов для работы с детьми с нарушением интеллекта.
KW - alternative and augmentative communication
KW - digital accessibility standards
KW - digital divide
KW - digital risks
KW - intellectual disability
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/d1fdbbc7-1735-30dd-b7d0-7fa15aa82a4d/
U2 - 10.17759/psylaw.2025150303
DO - 10.17759/psylaw.2025150303
M3 - статья
VL - 15
SP - 37
EP - 53
JO - Psychology and Law
JF - Psychology and Law
SN - 2222-5196
IS - 3
ER -
ID: 145471460