Standard

Риски социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях глобальной цифровизации. / Защиринская, Оксана Владимировна; Белимова, Полина Андреевна.

в: ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВО, Том 15, № 3, 01.10.2025, стр. 37-53.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{408013a327a24def87b2412a48c1affa,
title = "Риски социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях глобальной цифровизации",
abstract = "Аналитический обзор посвящен вопросам цифровой инклюзии детей с нарушением интеллекта. Глобальная цифровизация открывает новые образовательные и социальные перспективы, но также усиливает цифровое неравенство. Актуальность исследования определяется необходимостью анализа стратегий цифровой интеграции данной группы детей с учетом возможностей и рисков цифровой среды. Цель. Систематизировать актуальные данные о цифровой инклюзии, включая барьеры инклюзивного образования, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации и влияние цифровых технологий на социализацию детей с нарушением интеллектуального развития. Гипотеза. Цифровая среда может способствовать социализации и обучению детей с нарушением интеллекта при условии адаптации контента и инструментов в соответствии с их когнитивными возможностями. Методы и материалы. Исследование основано на анализе научных публикаций (2021—2024), посвященных вопросам цифровой доступности, правовому регулированию инклюзивного образования, а также применению современных технологий в обучении и социальной адаптации. Использованы методы систематизации, сравнительного анализа и обобщения. Результаты. Существует необходимость соблюдения стандартов доступности при создании цифровых образовательных платформ и развития междисциплинарного подхода, объединяющего педагогические, технические, психологические и правовые аспекты. Альтернативная коммуникация, универсальный дизайн для обучения, виртуальная реальность и телемедицинские решения обладают потенциалом в образовании и реабилитации, но остаются вызовы: сложности восприятия мультимодального контента, перегрузка информацией и недостаточная адаптация цифровых платформ. Заключение. Для эффективной цифровой инклюзии требуется комплексная адаптация образовательных программ, модернизация цифровой инфраструктуры и формирование специализированных компетенций у специалистов для работы с детьми с нарушением интеллекта.",
keywords = "alternative and augmentative communication, digital accessibility standards, digital divide, digital risks, intellectual disability",
author = "Защиринская, {Оксана Владимировна} and Белимова, {Полина Андреевна}",
year = "2025",
month = oct,
day = "1",
doi = "10.17759/psylaw.2025150303",
language = "русский",
volume = "15",
pages = "37--53",
journal = "Psychology and Law",
issn = "2222-5196",
publisher = "Московский государственный психолого-педагогический университет",
number = "3",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Риски социально-коммуникативной интеграции детей с нарушением интеллекта в условиях глобальной цифровизации

AU - Защиринская, Оксана Владимировна

AU - Белимова, Полина Андреевна

PY - 2025/10/1

Y1 - 2025/10/1

N2 - Аналитический обзор посвящен вопросам цифровой инклюзии детей с нарушением интеллекта. Глобальная цифровизация открывает новые образовательные и социальные перспективы, но также усиливает цифровое неравенство. Актуальность исследования определяется необходимостью анализа стратегий цифровой интеграции данной группы детей с учетом возможностей и рисков цифровой среды. Цель. Систематизировать актуальные данные о цифровой инклюзии, включая барьеры инклюзивного образования, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации и влияние цифровых технологий на социализацию детей с нарушением интеллектуального развития. Гипотеза. Цифровая среда может способствовать социализации и обучению детей с нарушением интеллекта при условии адаптации контента и инструментов в соответствии с их когнитивными возможностями. Методы и материалы. Исследование основано на анализе научных публикаций (2021—2024), посвященных вопросам цифровой доступности, правовому регулированию инклюзивного образования, а также применению современных технологий в обучении и социальной адаптации. Использованы методы систематизации, сравнительного анализа и обобщения. Результаты. Существует необходимость соблюдения стандартов доступности при создании цифровых образовательных платформ и развития междисциплинарного подхода, объединяющего педагогические, технические, психологические и правовые аспекты. Альтернативная коммуникация, универсальный дизайн для обучения, виртуальная реальность и телемедицинские решения обладают потенциалом в образовании и реабилитации, но остаются вызовы: сложности восприятия мультимодального контента, перегрузка информацией и недостаточная адаптация цифровых платформ. Заключение. Для эффективной цифровой инклюзии требуется комплексная адаптация образовательных программ, модернизация цифровой инфраструктуры и формирование специализированных компетенций у специалистов для работы с детьми с нарушением интеллекта.

AB - Аналитический обзор посвящен вопросам цифровой инклюзии детей с нарушением интеллекта. Глобальная цифровизация открывает новые образовательные и социальные перспективы, но также усиливает цифровое неравенство. Актуальность исследования определяется необходимостью анализа стратегий цифровой интеграции данной группы детей с учетом возможностей и рисков цифровой среды. Цель. Систематизировать актуальные данные о цифровой инклюзии, включая барьеры инклюзивного образования, использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации и влияние цифровых технологий на социализацию детей с нарушением интеллектуального развития. Гипотеза. Цифровая среда может способствовать социализации и обучению детей с нарушением интеллекта при условии адаптации контента и инструментов в соответствии с их когнитивными возможностями. Методы и материалы. Исследование основано на анализе научных публикаций (2021—2024), посвященных вопросам цифровой доступности, правовому регулированию инклюзивного образования, а также применению современных технологий в обучении и социальной адаптации. Использованы методы систематизации, сравнительного анализа и обобщения. Результаты. Существует необходимость соблюдения стандартов доступности при создании цифровых образовательных платформ и развития междисциплинарного подхода, объединяющего педагогические, технические, психологические и правовые аспекты. Альтернативная коммуникация, универсальный дизайн для обучения, виртуальная реальность и телемедицинские решения обладают потенциалом в образовании и реабилитации, но остаются вызовы: сложности восприятия мультимодального контента, перегрузка информацией и недостаточная адаптация цифровых платформ. Заключение. Для эффективной цифровой инклюзии требуется комплексная адаптация образовательных программ, модернизация цифровой инфраструктуры и формирование специализированных компетенций у специалистов для работы с детьми с нарушением интеллекта.

KW - alternative and augmentative communication

KW - digital accessibility standards

KW - digital divide

KW - digital risks

KW - intellectual disability

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/d1fdbbc7-1735-30dd-b7d0-7fa15aa82a4d/

U2 - 10.17759/psylaw.2025150303

DO - 10.17759/psylaw.2025150303

M3 - статья

VL - 15

SP - 37

EP - 53

JO - Psychology and Law

JF - Psychology and Law

SN - 2222-5196

IS - 3

ER -

ID: 145471460