Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Проявления субъектности и адаптация подростков в разные периоды после развода родителей. / Головей, Лариса Арсеньевна; Веселова, Елена Константиновна; Галашева, Ольга Сергеевна.
в: Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование", № 1, 2021, стр. 65-80.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Проявления субъектности и адаптация подростков в разные периоды после развода родителей
AU - Головей, Лариса Арсеньевна
AU - Веселова, Елена Константиновна
AU - Галашева, Ольга Сергеевна
N1 - Головей Л.А., Веселова Е.К., Галашева О.С. Проявления субъектности и адаптация подростков в ситуации развода родителей // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2021. № 1. С. 65– 80. DOI: 10.28995/2073-6398-2021-1-65-80
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - В статье рассматриваются особенности субъектности и адаптации подростков на разных стадиях кризиса семейной системы, вызванного разводом родителей. В послеразводном кризисе семейной системы выделяют три фазы: «острую» (продолжительностью до года); промежуточную (от года до двух лет) и фазу стабилизации (спустя два года после развода). Висследовании проверялась гипотеза о том, что в ситуации кризиса семейной системы происходит замедление становления субъектных качеств и нарушение социально-психологической адаптации подростков. Авторов также интересовало предположение о том, что в различных фазах послеразводного процесса показатели нарушения субъектности и социально-психологической адаптации различаются: они более выражены в острой фазе и уменьшаются в фазе стабилизации. Целью работы стало изучение особенностей становления субъектности и показателей социально-психологической адаптации подростков в острой фазе ифазе стабилизации послеразводного процесса родителей.Применялись следующие методы: методика изучения субъектности в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС-3», модификация Овчаровой); методика «Социализированность личности учащегося» (Рожков). Выборка: 145 подростков в возрасте 14-16 лет, в том числе 52 (31 девушка, 21 юноша) – в «острой» фазе после развода и 93 (59 девушек, 34 юноши) – в фазе стабилизации. Результаты исследования выявили замедление становления субъектности и снижение показателей социально-психологической адаптации подростков в ситуации послеразводного процесса родителей. Получены достоверные различия в показателях субъектности и адаптированности подростков в разные фазы кризиса семейной системы. В острой фазе кризиса выявлено снижение общего уровня субъектности, субъектности в сферах общения и деятельности, а также ухудшение социально-психологической адаптации по критериям: «адаптированность», «автономность» и «социальная активность». В фазе стабилизации ненаблюдается снижения уровня субъектности, обнаружены болеевысокие показатели адаптации по тем же критериям. Таким образом, ситуация развода родителей является трудной жизненнойситуацией для подростка, наиболее травматична ее острая фаза, вфазе стабилизации, спустя два года после развода, острота переживания кризиса семейной системы снижается.
AB - В статье рассматриваются особенности субъектности и адаптации подростков на разных стадиях кризиса семейной системы, вызванного разводом родителей. В послеразводном кризисе семейной системы выделяют три фазы: «острую» (продолжительностью до года); промежуточную (от года до двух лет) и фазу стабилизации (спустя два года после развода). Висследовании проверялась гипотеза о том, что в ситуации кризиса семейной системы происходит замедление становления субъектных качеств и нарушение социально-психологической адаптации подростков. Авторов также интересовало предположение о том, что в различных фазах послеразводного процесса показатели нарушения субъектности и социально-психологической адаптации различаются: они более выражены в острой фазе и уменьшаются в фазе стабилизации. Целью работы стало изучение особенностей становления субъектности и показателей социально-психологической адаптации подростков в острой фазе ифазе стабилизации послеразводного процесса родителей.Применялись следующие методы: методика изучения субъектности в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС-3», модификация Овчаровой); методика «Социализированность личности учащегося» (Рожков). Выборка: 145 подростков в возрасте 14-16 лет, в том числе 52 (31 девушка, 21 юноша) – в «острой» фазе после развода и 93 (59 девушек, 34 юноши) – в фазе стабилизации. Результаты исследования выявили замедление становления субъектности и снижение показателей социально-психологической адаптации подростков в ситуации послеразводного процесса родителей. Получены достоверные различия в показателях субъектности и адаптированности подростков в разные фазы кризиса семейной системы. В острой фазе кризиса выявлено снижение общего уровня субъектности, субъектности в сферах общения и деятельности, а также ухудшение социально-психологической адаптации по критериям: «адаптированность», «автономность» и «социальная активность». В фазе стабилизации ненаблюдается снижения уровня субъектности, обнаружены болеевысокие показатели адаптации по тем же критериям. Таким образом, ситуация развода родителей является трудной жизненнойситуацией для подростка, наиболее травматична ее острая фаза, вфазе стабилизации, спустя два года после развода, острота переживания кризиса семейной системы снижается.
KW - подростковый возраст
KW - семья
KW - развод
KW - адаптация
KW - субъектность
KW - подростки из семей разведенных родителей
KW - семья после развода
KW - развод как трудная жизненная ситуация
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/b6359cd1-8d10-3e73-8451-a9a1dbae82e1/
U2 - 10.28995/2073-6398-2021-1-65-80
DO - 10.28995/2073-6398-2021-1-65-80
M3 - статья
SP - 65
EP - 80
JO - Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование"
JF - Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование"
SN - 2073-6398
IS - 1
ER -
ID: 75755562