DOI

В статье рассматриваются особенности субъектности и адаптации подростков на разных стадиях кризиса семейной системы, вызванного разводом родителей. В послеразводном кризисе семейной системы выделяют три фазы: «острую» (продолжительностью до года); промежуточную (от года до двух лет) и фазу стабилизации (спустя два года после развода). В
исследовании проверялась гипотеза о том, что в ситуации кризиса семейной системы происходит замедление становления субъектных качеств и нарушение социально-психологической адаптации подростков. Авторов также интересовало предположение о том, что в различных фазах послеразводного процесса показатели нарушения субъектности и социально-психологической адаптации различаются: они более выражены в острой фазе и уменьшаются в фазе стабилизации. Целью работы стало изучение особенностей становления субъектности и показателей социально-психологической адаптации подростков в острой фазе и
фазе стабилизации послеразводного процесса родителей.
Применялись следующие методы: методика изучения субъектности в подростково-юношеском возрасте («МЭДОС-3», модификация Овчаровой); методика «Социализированность личности учащегося» (Рожков). Выборка: 145 подростков в возрасте 14-16 лет, в том числе 52 (31 девушка, 21 юноша) – в «острой» фазе после развода и 93 (59 девушек, 34 юноши) – в фазе стабилизации. Результаты исследования выявили замедление становления субъектности и снижение показателей социально-психологической адаптации подростков в ситуации послеразводного процесса родителей. Получены достоверные различия в показателях субъектности и адаптированности подростков в разные фазы кризиса семейной системы. В острой фазе кризиса выявлено снижение общего уровня субъектности, субъектности в сферах общения и деятельности, а также ухудшение социально-психологической адаптации по критериям: «адаптированность», «автономность» и «социальная активность». В фазе стабилизации не
наблюдается снижения уровня субъектности, обнаружены более
высокие показатели адаптации по тем же критериям. Таким образом, ситуация развода родителей является трудной жизненной
ситуацией для подростка, наиболее травматична ее острая фаза, в
фазе стабилизации, спустя два года после развода, острота переживания кризиса семейной системы снижается.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)65-80
Число страниц16
ЖурналВестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование"
Номер выпуска1
DOI
СостояниеОпубликовано - 2021

    Области исследований

  • подростковый возраст, семья, развод, адаптация, субъектность, подростки из семей разведенных родителей, семья после развода, развод как трудная жизненная ситуация

ID: 75755562