Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
Идеи К.Д. Ушинского в современной трактовке психолого-педагогического механизма воспитательного воздействия : Идеи К.Д. Ушинского в современной трактовке психолого-педагогического механизма воспитательного воздействия. / Макаров, Юрий Александрович.
Учитель русских учителей: педагогическое наследие К.Д. Ушинского и традиции образования в России: сборник научных статей. МГПУ, Покровский филиал. ред. г.Покров : Московский Педагогический государственный университет, 2023. стр. 70-74.Результаты исследований: Публикации в книгах, отчётах, сборниках, трудах конференций › статья в сборнике материалов конференции › научная › Рецензирование
}
TY - GEN
T1 - Идеи К.Д. Ушинского в современной трактовке психолого-педагогического механизма воспитательного воздействия
T2 - Идеи К.Д. Ушинского в современной трактовке психолого-педагогического механизма воспитательного воздействия
AU - Макаров, Юрий Александрович
N1 - Статьи, вошедшие в сборник, подготовлены на основе выступлений участников Всероссийской научно-практической конференции «Учитель русских учителей: педагогическое наследие К. Д. Ушинского и традиции образования в России», посвященной 200-летию со дня рождения выдающегося российского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (г. Покров, 28 февраля 2023 года). Конференция прошла на базе Покровского филиалаМосковского педагогического государственного университета при участиипредставителей образовательных учреждений и студентов Москвы, Владимирской области, Санкт-Петербурга, Калининградской и Пензенской областей, а также Удмуртской Республики и Республики Марий Эл. Содержание сборника отражает те дискуссии, которые развернулись в рамках основных направлений работы конференции: вопросы общепедагогического и общепсихологического характера, исторические и правовые проблемы, применимость идей К. Д. Ушинского к современной педагогической практике. Рекомендовано для научных работников, преподавателей и обучающихся образовательных организаций педагогическогопрофиля, воспитателей, специалистов и работников, занимающихся духовно-нравственным просвещением, для всех, интересующихся проблемами педагогики и ее историей. Мнение авторов отдельных статей может не совпадать с мнением редакци-онной коллегии сборника.
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - Макаров Ю.А.ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТРАКТОВКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯИмя Константина Дмитриевича Ушинского чаще всего ассоциируется с его трактовкой педагогики как искусства.При этом, безусловно, Ушинский не отказывает педагогике в научном статусе. Он говорит о том, что она должна опираться не только на личный субъективный опыт учителя, но и на всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. В своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868) Ушинский указывает в связи с этим на то, что педагогика как наука имеет особую связь с физиологией и психологией).Идея комплексного подхода к изучению человека, в своё время стала одной из основных идей основателя ленинградской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева («Человек как предмет познания», 1968). О том говорит уже само название работы Бориса Герасимовича.К.Д. Ушинский же определяет педагогику как искусство потому, что, по его мнению, наука изучает механизмы существующего, описанного явления, а в случае с педагогикой речь идёт о непрерывном творческом поиске в деле удовлетворения высших, нравственных, духовных потребностей человека. И вот тут-то, в силу огромного количества вариаций, выявить математически подтверждённые законы и разработать жёсткие технологические цепочки наука пока не в состоянии. Как искусство педагогика немыслима без личности творца – преподавателя и воспитателя: «... главнейшее всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», - пишет Ушинский. Нужно заметить, что европейская наука с XIX века своей главной задачей видела лишь систематизацию и выявление математических закономерностей. Константин Дмитриевич науку не отделяет от искусства. Искусство проявляется в непрерывном научном творчестве и использовании научных достижений на практике.Сегодня основная задача в подготовке специалиста в высшей школе не просто профессиональные знания, умения, навыки, компетенции. На первом месте личностные качества специалиста. Каким образом сегодня осуществляется воспитательное воздействие на личность студента вуза? Во-первых, предлагается изначально ставить такую цель – создать условия для формирования определённых личностных характеристик. Это задача для преподавателей, которые должны строить учебные курсы с учётом формирования профессионально важных личностных характеристик будущих специалистов, в рамках демократизации процесса обучения использовать диалог и как можно больше времени в обучении отводить на самостоятельную творческую работу студента. Во-вторых, административная задача. Увеличивается время на общение между преподавателем и студентом, а также увеличивается объём гуманитарных дисциплин, которые имеют выраженный потенциал в формировании востребованных в обществе морально-нравственных установок. Как писал Ушинский, главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.При этом не стоит забывать: «Учение – свет, но не каждый уличный фонарь учитель». Педагог, используя весь свой творческий потенциал, знания по предмету и личный опыт, показывает важность для жизни воспитанников, их духовного и нравственного благополучия определённых норм, ценностей, мировоззренческих позиций. Показывает важность личностных установок в профессиональной деятельности и жизни в целом.Однако, даже если создать максимально точные методички для достижения всех этих целей, результативность их будет не высока без учёта личности самого педагога, преподавателя, его морально-нравственных установок, которые он сознательно или бессознательно транслирует воспитанникам. Личность формируется только в межличностном взаимодействии. Не менее важно также и то каким личностным опытом обладает сам воспитанник. Необходимо учитывать особенности его мировоззрения и направленности личности. В целом знание о психологических закономерностях, лежащих в основе педагогически эффективного межличностного контакта есть. Они могут быть применены в условиях индивидуальной работы с воспитанником (Макаров. Ю.А., 2000). Они объясняют успех или поражение в достижении педагогических целей. Мы используем знания о данных закономерностях в преподавании аспирантского курса «Педагогики и психологии высшей школы». Будущие вузовские преподаватели обучаются использованию закономерностей межличностного взаимодействия в работе со студентами.Личность вузовского педагога чаще всего величина не известная. Государство, в принципе, старается отслеживать соответствие личностных установок преподавателей вузов государственной идеологии. Но дело это трудное. В отношении вузовских преподавателей особенно. Мы отследили влияние преподавателей с определённым типом коммуникативных установок на студентов и обнаружили достаточно чётко выраженные закономерности в восприятии коммуникативных установок другого человека в зависимости от собственных личностных предпочтений.2По мнению К.Д. Ушинского, творчество воспитателя должно иметь следующие три источника: народность, христианство, наука . Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Ушинский отмечает, что «законы души и её развития везде одинаковы».Сейчас всё чаще говорят об усилении процессов национальной идентичности, стремлении народов сохранить свою самобытность, особенности культуры и психологического склада. Это обстоятельство также нельзя не учитывать в процессе подготовки специалистов при организации обучения в высшей школе. Наши исследования показали, что устойчивая и оптимальная межэтническая толерантность формируется только на основе сформированной национальной идентичности, развитом национальном самосознании. Как это, на первый взгляд, не парадоксально.Национальное самосознание – необходимая часть самосознания человека.Специфические черты группового и индивидуального поведения, доминирующее настроение, способ существования в мире, особенности взаимоотношений определяют характер народа. Самосознание – понимание принадлежности к некой этнической общности вследствие усвоения истории, культуры, обычаев, традиций, отношений к миру и другим с точки зрения единой социальной общности. В противопоставлении этноса другим важна грань, через которую переходить не желательно. Иначе появляются предрассудки, делающие невозможным межэтническое взаимодействие: чувства превосходства над другими народами, стойкая неприязнь к чужим обычаям, языку, внешности и т.д. Эта грань, собственно, и программируется в большой части национальным самосознанием. Национальная идентификация способствует ощущению психологического равновесия и отсутствию тревоги от «непохожести» поведения и мировоззрения других народов.Каким видится основной вектор развития человека с точки зрения национальной идентичности? Кто-то теряет свою этническую идентичность, кто-то становится маргиналом, а кто-то, не теряя идентификации со своим народом, обогащает свою жизнь знанием чужой культуры, пониманием её. Позитивное восприятие культуры других народов, интенсификация общения с представителями других культур – это общее направление воспитательных мероприятий в системе подготовки студентов, правило этнокультурного взаимодействия в вузе. Учёт этнических особенностей, как и учёт индивидуальности каждого студента в вузовском учебно-воспитательном процессе обязателен. В данном случае необходим акцент на общечеловеческих ценностях, важности культурного наследия любого народа. Терпимость и оптимальная толерантность во взаимодействии представителей разных народов и рас – сегодня базовое требование к процессу общения в вузе.
AB - Макаров Ю.А.ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТРАКТОВКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯИмя Константина Дмитриевича Ушинского чаще всего ассоциируется с его трактовкой педагогики как искусства.При этом, безусловно, Ушинский не отказывает педагогике в научном статусе. Он говорит о том, что она должна опираться не только на личный субъективный опыт учителя, но и на всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. В своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868) Ушинский указывает в связи с этим на то, что педагогика как наука имеет особую связь с физиологией и психологией).Идея комплексного подхода к изучению человека, в своё время стала одной из основных идей основателя ленинградской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева («Человек как предмет познания», 1968). О том говорит уже само название работы Бориса Герасимовича.К.Д. Ушинский же определяет педагогику как искусство потому, что, по его мнению, наука изучает механизмы существующего, описанного явления, а в случае с педагогикой речь идёт о непрерывном творческом поиске в деле удовлетворения высших, нравственных, духовных потребностей человека. И вот тут-то, в силу огромного количества вариаций, выявить математически подтверждённые законы и разработать жёсткие технологические цепочки наука пока не в состоянии. Как искусство педагогика немыслима без личности творца – преподавателя и воспитателя: «... главнейшее всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», - пишет Ушинский. Нужно заметить, что европейская наука с XIX века своей главной задачей видела лишь систематизацию и выявление математических закономерностей. Константин Дмитриевич науку не отделяет от искусства. Искусство проявляется в непрерывном научном творчестве и использовании научных достижений на практике.Сегодня основная задача в подготовке специалиста в высшей школе не просто профессиональные знания, умения, навыки, компетенции. На первом месте личностные качества специалиста. Каким образом сегодня осуществляется воспитательное воздействие на личность студента вуза? Во-первых, предлагается изначально ставить такую цель – создать условия для формирования определённых личностных характеристик. Это задача для преподавателей, которые должны строить учебные курсы с учётом формирования профессионально важных личностных характеристик будущих специалистов, в рамках демократизации процесса обучения использовать диалог и как можно больше времени в обучении отводить на самостоятельную творческую работу студента. Во-вторых, административная задача. Увеличивается время на общение между преподавателем и студентом, а также увеличивается объём гуманитарных дисциплин, которые имеют выраженный потенциал в формировании востребованных в обществе морально-нравственных установок. Как писал Ушинский, главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.При этом не стоит забывать: «Учение – свет, но не каждый уличный фонарь учитель». Педагог, используя весь свой творческий потенциал, знания по предмету и личный опыт, показывает важность для жизни воспитанников, их духовного и нравственного благополучия определённых норм, ценностей, мировоззренческих позиций. Показывает важность личностных установок в профессиональной деятельности и жизни в целом.Однако, даже если создать максимально точные методички для достижения всех этих целей, результативность их будет не высока без учёта личности самого педагога, преподавателя, его морально-нравственных установок, которые он сознательно или бессознательно транслирует воспитанникам. Личность формируется только в межличностном взаимодействии. Не менее важно также и то каким личностным опытом обладает сам воспитанник. Необходимо учитывать особенности его мировоззрения и направленности личности. В целом знание о психологических закономерностях, лежащих в основе педагогически эффективного межличностного контакта есть. Они могут быть применены в условиях индивидуальной работы с воспитанником (Макаров. Ю.А., 2000). Они объясняют успех или поражение в достижении педагогических целей. Мы используем знания о данных закономерностях в преподавании аспирантского курса «Педагогики и психологии высшей школы». Будущие вузовские преподаватели обучаются использованию закономерностей межличностного взаимодействия в работе со студентами.Личность вузовского педагога чаще всего величина не известная. Государство, в принципе, старается отслеживать соответствие личностных установок преподавателей вузов государственной идеологии. Но дело это трудное. В отношении вузовских преподавателей особенно. Мы отследили влияние преподавателей с определённым типом коммуникативных установок на студентов и обнаружили достаточно чётко выраженные закономерности в восприятии коммуникативных установок другого человека в зависимости от собственных личностных предпочтений.2По мнению К.Д. Ушинского, творчество воспитателя должно иметь следующие три источника: народность, христианство, наука . Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Ушинский отмечает, что «законы души и её развития везде одинаковы».Сейчас всё чаще говорят об усилении процессов национальной идентичности, стремлении народов сохранить свою самобытность, особенности культуры и психологического склада. Это обстоятельство также нельзя не учитывать в процессе подготовки специалистов при организации обучения в высшей школе. Наши исследования показали, что устойчивая и оптимальная межэтническая толерантность формируется только на основе сформированной национальной идентичности, развитом национальном самосознании. Как это, на первый взгляд, не парадоксально.Национальное самосознание – необходимая часть самосознания человека.Специфические черты группового и индивидуального поведения, доминирующее настроение, способ существования в мире, особенности взаимоотношений определяют характер народа. Самосознание – понимание принадлежности к некой этнической общности вследствие усвоения истории, культуры, обычаев, традиций, отношений к миру и другим с точки зрения единой социальной общности. В противопоставлении этноса другим важна грань, через которую переходить не желательно. Иначе появляются предрассудки, делающие невозможным межэтническое взаимодействие: чувства превосходства над другими народами, стойкая неприязнь к чужим обычаям, языку, внешности и т.д. Эта грань, собственно, и программируется в большой части национальным самосознанием. Национальная идентификация способствует ощущению психологического равновесия и отсутствию тревоги от «непохожести» поведения и мировоззрения других народов.Каким видится основной вектор развития человека с точки зрения национальной идентичности? Кто-то теряет свою этническую идентичность, кто-то становится маргиналом, а кто-то, не теряя идентификации со своим народом, обогащает свою жизнь знанием чужой культуры, пониманием её. Позитивное восприятие культуры других народов, интенсификация общения с представителями других культур – это общее направление воспитательных мероприятий в системе подготовки студентов, правило этнокультурного взаимодействия в вузе. Учёт этнических особенностей, как и учёт индивидуальности каждого студента в вузовском учебно-воспитательном процессе обязателен. В данном случае необходим акцент на общечеловеческих ценностях, важности культурного наследия любого народа. Терпимость и оптимальная толерантность во взаимодействии представителей разных народов и рас – сегодня базовое требование к процессу общения в вузе.
KW - Ушинский, традиции образования, психолого-педагогический механизм
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 978-5-6050098-5-6
SP - 70
EP - 74
BT - Учитель русских учителей: педагогическое наследие К.Д. Ушинского и традиции образования в России
PB - Московский Педагогический государственный университет
CY - г.Покров
ER -
ID: 116938635