Документы

Макаров Ю.А.

ИДЕИ К.Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ ТРАКТОВКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Имя Константина Дмитриевича Ушинского чаще всего ассоциируется с его трактовкой педагогики как искусства.
При этом, безусловно, Ушинский не отказывает педагогике в научном статусе. Он говорит о том, что она должна опираться не только на личный субъективный опыт учителя, но и на всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. В своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868) Ушинский указывает в связи с этим на то, что педагогика как наука имеет особую связь с физиологией и психологией).
Идея комплексного подхода к изучению человека, в своё время стала одной из основных идей основателя ленинградской школы психологии Бориса Герасимовича Ананьева («Человек как предмет познания», 1968). О том говорит уже само название работы Бориса Герасимовича.
К.Д. Ушинский же определяет педагогику как искусство потому, что, по его мнению, наука изучает механизмы существующего, описанного явления, а в случае с педагогикой речь идёт о непрерывном творческом поиске в деле удовлетворения высших, нравственных, духовных потребностей человека. И вот тут-то, в силу огромного количества вариаций, выявить математически подтверждённые законы и разработать жёсткие технологические цепочки наука пока не в состоянии. Как искусство педагогика немыслима без личности творца – преподавателя и воспитателя: «... главнейшее всегда будет зависеть от личности воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений», - пишет Ушинский.
Нужно заметить, что европейская наука с XIX века своей главной задачей видела лишь систематизацию и выявление математических закономерностей. Константин Дмитриевич науку не отделяет от искусства. Искусство проявляется в непрерывном научном творчестве и использовании научных достижений на практике.

Сегодня основная задача в подготовке специалиста в высшей школе не просто профессиональные знания, умения, навыки, компетенции. На первом месте личностные качества специалиста. Каким образом сегодня осуществляется воспитательное воздействие на личность студента вуза? Во-первых, предлагается изначально ставить такую цель – создать условия для формирования определённых личностных характеристик. Это задача для преподавателей, которые должны строить учебные курсы с учётом формирования профессионально важных личностных характеристик будущих специалистов, в рамках демократизации процесса обучения использовать диалог и как можно больше времени в обучении отводить на самостоятельную творческую работу студента. Во-вторых, административная задача. Увеличивается время на общение между преподавателем и студентом, а также увеличивается объём гуманитарных дисциплин, которые имеют выраженный потенциал в формировании востребованных в обществе морально-нравственных установок.
Как писал Ушинский, главная задача педагогики — воспитание нравственности, а не наполнение головы знаниями. Обучение — лишь средство воспитания. Школа должна готовить человека к жизни и труду.
При этом не стоит забывать: «Учение – свет, но не каждый уличный фонарь учитель». Педагог, используя весь свой творческий потенциал, знания по предмету и личный опыт, показывает важность для жизни воспитанников, их духовного и нравственного благополучия определённых норм, ценностей, мировоззренческих позиций. Показывает важность личностных установок в профессиональной деятельности и жизни в целом.
Однако, даже если создать максимально точные методички для достижения всех этих целей, результативность их будет не высока без учёта личности самого педагога, преподавателя, его морально-нравственных установок, которые он сознательно или бессознательно транслирует воспитанникам.
Личность формируется только в межличностном взаимодействии.
Не менее важно также и то каким личностным опытом обладает сам воспитанник. Необходимо учитывать особенности его мировоззрения и направленности личности. В целом знание о психологических закономерностях, лежащих в основе педагогически эффективного межличностного контакта есть. Они могут быть применены в условиях индивидуальной работы с воспитанником (Макаров. Ю.А., 2000). Они объясняют успех или поражение в достижении педагогических целей. Мы используем знания о данных закономерностях в преподавании аспирантского курса «Педагогики и психологии высшей школы». Будущие вузовские преподаватели обучаются использованию закономерностей межличностного взаимодействия в работе со студентами.
Личность вузовского педагога чаще всего величина не известная. Государство, в принципе, старается отслеживать соответствие личностных установок преподавателей вузов государственной идеологии. Но дело это трудное. В отношении вузовских преподавателей особенно. Мы отследили влияние преподавателей с определённым типом коммуникативных установок на студентов и обнаружили достаточно чётко выраженные закономерности в восприятии коммуникативных установок другого человека в зависимости от собственных личностных предпочтений.2

По мнению К.Д. Ушинского, творчество воспитателя должно иметь следующие три источника: народность, христианство, наука . Воспитание и образование должны учитывать культурные и языковые особенности народа. Однако это не значит, что русская школа должна быть какой-то уникальной, «не как у людей». Ушинский отмечает, что «законы души и её развития везде одинаковы».
Сейчас всё чаще говорят об усилении процессов национальной идентичности, стремлении народов сохранить свою самобытность, особенности культуры и психологического склада. Это обстоятельство также нельзя не учитывать в процессе подготовки специалистов при организации обучения в высшей школе.
Наши исследования показали, что устойчивая и оптимальная межэтническая толерантность формируется только на основе сформированной национальной идентичности, развитом национальном самосознании. Как это, на первый взгляд, не парадоксально.
Национальное самосознание – необходимая часть самосознания человека.
Специфические черты группового и индивидуального поведения, доминирующее настроение, способ существования в мире, особенности взаимоотношений определяют характер народа. Самосознание – понимание принадлежности к некой этнической общности вследствие усвоения истории, культуры, обычаев, традиций, отношений к миру и другим с точки зрения единой социальной общности. В противопоставлении этноса другим важна грань, через которую переходить не желательно. Иначе появляются предрассудки, делающие невозможным межэтническое взаимодействие: чувства превосходства над другими народами, стойкая неприязнь к чужим обычаям, языку, внешности и т.д. Эта грань, собственно, и программируется в большой части национальным самосознанием. Национальная идентификация способствует ощущению психологического равновесия и отсутствию тревоги от «непохожести» поведения и мировоззрения других народов.
Каким видится основной вектор развития человека с точки зрения национальной идентичности? Кто-то теряет свою этническую идентичность, кто-то становится маргиналом, а кто-то, не теряя идентификации со своим народом, обогащает свою жизнь знанием чужой культуры, пониманием её.
Позитивное восприятие культуры других народов, интенсификация общения с представителями других культур – это общее направление воспитательных мероприятий в системе подготовки студентов, правило этнокультурного взаимодействия в вузе. Учёт этнических особенностей, как и учёт индивидуальности каждого студента в вузовском учебно-воспитательном процессе обязателен. В данном случае необходим акцент на общечеловеческих ценностях, важности культурного наследия любого народа. Терпимость и оптимальная толерантность во взаимодействии представителей разных народов и рас – сегодня базовое требование к процессу общения в вузе.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииУчитель русских учителей: педагогическое наследие К.Д. Ушинского и традиции образования в России
Подзаголовок основной публикациисборник научных статей
Место публикацииг.Покров
ИздательМосковский Педагогический государственный университет
Страницы70-74
ИзданиеМГПУ, Покровский филиал
ISBN (печатное издание)978-5-6050098-5-6
СостояниеОпубликовано - 2023

    Области исследований

  • Ушинский, традиции образования, психолого-педагогический механизм

ID: 116938635