Документы

Ссылки

Цель исследования – выявить в текстах публицистических и художественных произведений о спорте механизм формирования и воспроизведения устойчивой достижительной мотивации.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась методом вероятностного тематического моделирования корпуса текстов, включившего художественные произведения о спорте в жанре реализма.
Результаты исследования и выводы. Было выявлено, что мотивация на победу в литературе о спорте трактуется как сложная смысложизненная система, основанная на паритетном сочетании коллективизма (соответствие
ожиданиям спортивного, родственного окружения, а также болельщиков,
нации) и индивидуальности (удовлетворение своих эмоциональных, когнитивных, эстетических потребностей; совершенствование технико-тактических умений и телесно-кинестетического интеллекта, а также общественное
признание труда). В литературе о спорте отражен механизм, именуемый в
социальной психологии как «сдвиг мотива на цель» (А.Н. Леонтьев), который девальвирует потенциальные демотиваторы спортсмена – страх, усталость, неудачи и др., преобразовывая их в смыслообразующие мотивы.
Сделан вывод: литература спортивной тематики показывает, что устойчивая мотивация на победу формируется только в результате смещения потребности в награде на сложный когнитивно-аффективно-поведенческий комплекс смысложизненной потребности в спорте. Рефлексивная публицистика спортсменов и тренеров, а также художественная литература о спорте – важный источник формирования мотивации юных спортсменов, педагогическое пособие для тренеров и источник данных о повседневной спортивной жизни для общества в целом.
Переведенное названиеMOTIVATION TO WIN IN FICTION AND JOURNALISTIC LITERATURE ABOUT SPORTS
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)84-86
Число страниц5
ЖурналТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 29 фев 2024

    Области исследований

  • спортивная мотивация, литература о спорте, советский спорт, российский спорт, воспитание молодежи

    Предметные области Scopus

  • Социальные науки (все)
  • Психология (все)

ID: 116205719