Standard

Этнография и антропология в Санкт-Петербургском государственном университете: прошлое и современность. / Кропачев, Николай Михайлович; Новожилов, Алексей Геннадьевич; Ярмош, Анастасия Сергеевна.

в: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, Том 69, № 4, 30.12.2024, стр. 829-848.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

Кропачев, НМ, Новожилов, АГ & Ярмош, АС 2024, 'Этнография и антропология в Санкт-Петербургском государственном университете: прошлое и современность', ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ, Том. 69, № 4, стр. 829-848. https://doi.org/10.21638/spbu02.2024.401

APA

Vancouver

Author

Кропачев, Николай Михайлович ; Новожилов, Алексей Геннадьевич ; Ярмош, Анастасия Сергеевна. / Этнография и антропология в Санкт-Петербургском государственном университете: прошлое и современность. в: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ. 2024 ; Том 69, № 4. стр. 829-848.

BibTeX

@article{cda376e4ee0848ceb0af8ac6fbb4f345,
title = "Этнография и антропология в Санкт-Петербургском государственном университете: прошлое и современность",
abstract = "Статья посвящена вопросам развития научной школы этнографии и антропологии в Санкт-Петербургском государственном университете с XVIII столетия до настоящего времени. Последовательно раскрывается значение первых научных этнографических описаний, которые были подготовлены в стенах университета Г. Ф. Миллером, С. П. Крашенинниковым, И. И. Лепехиным и др. Особое место авторы отводят влиянию основанного в середине XIX в. Русское географическое общество на формирование новых научных направлений университетской школы, представленной именами В. И. Ламанского, А. Н. Пыпина, Л. Н. Майкова. В истории Петербургского университета XIX в. отмечен открытием нового направления — физической антропологии, систематическое преподавание которой начнется при участии Э. Ю. Петри. Открытие географического факультета Ленинградского государственного университета в 1925 г. выводит преподавание и исследования в области этнографии на новый уровень — развиваются практическая подготовка и география экспедиций от Сибири до Средней Азии. К середине ХХ в. этнографическая компонента становится частью программ обучения на филологическом и восточном факультетах, а в послевоенный период кафедра этнографии открывается в стенах исторического факультета. К современному периоду за полстолетия прослеживается убедительное расширение географии полевых исследований, разработка новых подходов теоретического осмысления научных проблем этнографии и антропологии, принципиально новых направлений — этнологической экспертизы, социальной и философской антропологии, этнополитологии. Особый интерес у универсантов вызывают исследования современных практических вопросов: сохранение этнокультурного многообразия и межкультурное взаимодействие, межнациональные отношения и миграционные процессы в полиэтничном мире, концептуальные вопросы мировоззренческих установок в научной литературе и информационном пространстве. Принципы открытости ресурсов университета и междисциплинарности на современном этапе позволили запустить новые форматы проектов (такие как «кабинеты») и включить результаты этнографических и антропологических исследований в научные разработки в области биологии и генетики, географии и недропользования.",
author = "Кропачев, {Николай Михайлович} and Новожилов, {Алексей Геннадьевич} and Ярмош, {Анастасия Сергеевна}",
year = "2024",
month = dec,
day = "30",
doi = "10.21638/spbu02.2024.401",
language = "русский",
volume = "69",
pages = "829--848",
journal = "ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ",
issn = "1812-9323",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Этнография и антропология в Санкт-Петербургском государственном университете: прошлое и современность

AU - Кропачев, Николай Михайлович

AU - Новожилов, Алексей Геннадьевич

AU - Ярмош, Анастасия Сергеевна

PY - 2024/12/30

Y1 - 2024/12/30

N2 - Статья посвящена вопросам развития научной школы этнографии и антропологии в Санкт-Петербургском государственном университете с XVIII столетия до настоящего времени. Последовательно раскрывается значение первых научных этнографических описаний, которые были подготовлены в стенах университета Г. Ф. Миллером, С. П. Крашенинниковым, И. И. Лепехиным и др. Особое место авторы отводят влиянию основанного в середине XIX в. Русское географическое общество на формирование новых научных направлений университетской школы, представленной именами В. И. Ламанского, А. Н. Пыпина, Л. Н. Майкова. В истории Петербургского университета XIX в. отмечен открытием нового направления — физической антропологии, систематическое преподавание которой начнется при участии Э. Ю. Петри. Открытие географического факультета Ленинградского государственного университета в 1925 г. выводит преподавание и исследования в области этнографии на новый уровень — развиваются практическая подготовка и география экспедиций от Сибири до Средней Азии. К середине ХХ в. этнографическая компонента становится частью программ обучения на филологическом и восточном факультетах, а в послевоенный период кафедра этнографии открывается в стенах исторического факультета. К современному периоду за полстолетия прослеживается убедительное расширение географии полевых исследований, разработка новых подходов теоретического осмысления научных проблем этнографии и антропологии, принципиально новых направлений — этнологической экспертизы, социальной и философской антропологии, этнополитологии. Особый интерес у универсантов вызывают исследования современных практических вопросов: сохранение этнокультурного многообразия и межкультурное взаимодействие, межнациональные отношения и миграционные процессы в полиэтничном мире, концептуальные вопросы мировоззренческих установок в научной литературе и информационном пространстве. Принципы открытости ресурсов университета и междисциплинарности на современном этапе позволили запустить новые форматы проектов (такие как «кабинеты») и включить результаты этнографических и антропологических исследований в научные разработки в области биологии и генетики, географии и недропользования.

AB - Статья посвящена вопросам развития научной школы этнографии и антропологии в Санкт-Петербургском государственном университете с XVIII столетия до настоящего времени. Последовательно раскрывается значение первых научных этнографических описаний, которые были подготовлены в стенах университета Г. Ф. Миллером, С. П. Крашенинниковым, И. И. Лепехиным и др. Особое место авторы отводят влиянию основанного в середине XIX в. Русское географическое общество на формирование новых научных направлений университетской школы, представленной именами В. И. Ламанского, А. Н. Пыпина, Л. Н. Майкова. В истории Петербургского университета XIX в. отмечен открытием нового направления — физической антропологии, систематическое преподавание которой начнется при участии Э. Ю. Петри. Открытие географического факультета Ленинградского государственного университета в 1925 г. выводит преподавание и исследования в области этнографии на новый уровень — развиваются практическая подготовка и география экспедиций от Сибири до Средней Азии. К середине ХХ в. этнографическая компонента становится частью программ обучения на филологическом и восточном факультетах, а в послевоенный период кафедра этнографии открывается в стенах исторического факультета. К современному периоду за полстолетия прослеживается убедительное расширение географии полевых исследований, разработка новых подходов теоретического осмысления научных проблем этнографии и антропологии, принципиально новых направлений — этнологической экспертизы, социальной и философской антропологии, этнополитологии. Особый интерес у универсантов вызывают исследования современных практических вопросов: сохранение этнокультурного многообразия и межкультурное взаимодействие, межнациональные отношения и миграционные процессы в полиэтничном мире, концептуальные вопросы мировоззренческих установок в научной литературе и информационном пространстве. Принципы открытости ресурсов университета и междисциплинарности на современном этапе позволили запустить новые форматы проектов (такие как «кабинеты») и включить результаты этнографических и антропологических исследований в научные разработки в области биологии и генетики, географии и недропользования.

U2 - 10.21638/spbu02.2024.401

DO - 10.21638/spbu02.2024.401

M3 - статья

VL - 69

SP - 829

EP - 848

JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ

JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСТОРИЯ

SN - 1812-9323

IS - 4

ER -

ID: 145514116