Standard

Политическая культура или культура политики? (Полемические заметки на хрестоматийную тему). / Белоус, Владимир Григорьевич.

в: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС, Том 17, № 2, 2021, стр. 118-134.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{cd9ff5fb24514413b4942b2633b8a0fe,
title = "Политическая культура или культура политики? (Полемические заметки на хрестоматийную тему)",
abstract = "Авторская идея ревизии словаря современной российской политической науки является реакцией на несовпадение двух дискурсивных практик: мировой и отечественной. Непосредственно речь в статье идет о критическом отношении к «политической культуре» - типичному продукту буквального перевода на русский язык английского термина. Данный концепт был введен в научный оборот учеными-компаративистами в тот исторический момент, когда самостоятельная политическая теория находилась в стадии оформления. Проблема заключается в том, что понятие, призванное отражать предметный характер политики, однозначно соотносится с культурой. Между тем культура и политика - это такие универсальные формы человеческой деятельности, каждая из которых обладает собственной спецификой. Культура определяет политику, формируя общественное сознание, а вместе с ним и политический процесс, политическую жизнь в целом. Политика, в свою очередь, влияет на культуру, утверждая общественные предписания: устанавливая юридические законы и политические нормы, внедряя структурированное сознательное, т. е. идеологические стереотипы, идеалы, ценности, образцы поведения. Соответственно, различаются и две области обществознания (наука о культуре и наука о политике), каждая из которых оперирует собственным категориальным аппаратом. Для определения специфики политического знания автор предлагает ответить на простые вопросы. Что именно измеряет политолог: культуру - политикой или же политику - культурой? О чем он говорит: о политическом элементе в культуре или культурном (сознательном, ценностном, смысловом) наполнении политики? Поскольку ответы, отражающие предметный приоритет политики для специалиста в данной области знания, очевидны, предлагается вместо концепта «политическая культура» использовать понятия «культура политики», «культурное измерение политики» и «культурно-политическое». Данные выражения нивелируют формализм проблемы «первичного» и «вторичного» в отношениях культуры и политики, политики и культуры. В ракурсе практических реалий российской политики в статье затрагиваются такие актуальные культурно-политические аспекты современности, как кризис культуры, образ будущего, проблема различения трансцендентных и имманентных политических идеалов. Общей темой для современной отечественной культуры политики, по мнению автора, должна выступать ориентация на гражданина как имманентную цель развития российской государственности.",
author = "Белоус, {Владимир Григорьевич}",
note = "Белоус, В. (2021). ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИЛИ КУЛЬТУРА ПОЛИТИКИ? : Полемические заметки на хрестоматийную тему. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 17(2), 118–134. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.201 ",
year = "2021",
language = "русский",
volume = "17",
pages = "118--134",
journal = "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС",
issn = "1818-4499",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Политическая культура или культура политики? (Полемические заметки на хрестоматийную тему)

AU - Белоус, Владимир Григорьевич

N1 - Белоус, В. (2021). ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИЛИ КУЛЬТУРА ПОЛИТИКИ? : Полемические заметки на хрестоматийную тему. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 17(2), 118–134. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.201

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - Авторская идея ревизии словаря современной российской политической науки является реакцией на несовпадение двух дискурсивных практик: мировой и отечественной. Непосредственно речь в статье идет о критическом отношении к «политической культуре» - типичному продукту буквального перевода на русский язык английского термина. Данный концепт был введен в научный оборот учеными-компаративистами в тот исторический момент, когда самостоятельная политическая теория находилась в стадии оформления. Проблема заключается в том, что понятие, призванное отражать предметный характер политики, однозначно соотносится с культурой. Между тем культура и политика - это такие универсальные формы человеческой деятельности, каждая из которых обладает собственной спецификой. Культура определяет политику, формируя общественное сознание, а вместе с ним и политический процесс, политическую жизнь в целом. Политика, в свою очередь, влияет на культуру, утверждая общественные предписания: устанавливая юридические законы и политические нормы, внедряя структурированное сознательное, т. е. идеологические стереотипы, идеалы, ценности, образцы поведения. Соответственно, различаются и две области обществознания (наука о культуре и наука о политике), каждая из которых оперирует собственным категориальным аппаратом. Для определения специфики политического знания автор предлагает ответить на простые вопросы. Что именно измеряет политолог: культуру - политикой или же политику - культурой? О чем он говорит: о политическом элементе в культуре или культурном (сознательном, ценностном, смысловом) наполнении политики? Поскольку ответы, отражающие предметный приоритет политики для специалиста в данной области знания, очевидны, предлагается вместо концепта «политическая культура» использовать понятия «культура политики», «культурное измерение политики» и «культурно-политическое». Данные выражения нивелируют формализм проблемы «первичного» и «вторичного» в отношениях культуры и политики, политики и культуры. В ракурсе практических реалий российской политики в статье затрагиваются такие актуальные культурно-политические аспекты современности, как кризис культуры, образ будущего, проблема различения трансцендентных и имманентных политических идеалов. Общей темой для современной отечественной культуры политики, по мнению автора, должна выступать ориентация на гражданина как имманентную цель развития российской государственности.

AB - Авторская идея ревизии словаря современной российской политической науки является реакцией на несовпадение двух дискурсивных практик: мировой и отечественной. Непосредственно речь в статье идет о критическом отношении к «политической культуре» - типичному продукту буквального перевода на русский язык английского термина. Данный концепт был введен в научный оборот учеными-компаративистами в тот исторический момент, когда самостоятельная политическая теория находилась в стадии оформления. Проблема заключается в том, что понятие, призванное отражать предметный характер политики, однозначно соотносится с культурой. Между тем культура и политика - это такие универсальные формы человеческой деятельности, каждая из которых обладает собственной спецификой. Культура определяет политику, формируя общественное сознание, а вместе с ним и политический процесс, политическую жизнь в целом. Политика, в свою очередь, влияет на культуру, утверждая общественные предписания: устанавливая юридические законы и политические нормы, внедряя структурированное сознательное, т. е. идеологические стереотипы, идеалы, ценности, образцы поведения. Соответственно, различаются и две области обществознания (наука о культуре и наука о политике), каждая из которых оперирует собственным категориальным аппаратом. Для определения специфики политического знания автор предлагает ответить на простые вопросы. Что именно измеряет политолог: культуру - политикой или же политику - культурой? О чем он говорит: о политическом элементе в культуре или культурном (сознательном, ценностном, смысловом) наполнении политики? Поскольку ответы, отражающие предметный приоритет политики для специалиста в данной области знания, очевидны, предлагается вместо концепта «политическая культура» использовать понятия «культура политики», «культурное измерение политики» и «культурно-политическое». Данные выражения нивелируют формализм проблемы «первичного» и «вторичного» в отношениях культуры и политики, политики и культуры. В ракурсе практических реалий российской политики в статье затрагиваются такие актуальные культурно-политические аспекты современности, как кризис культуры, образ будущего, проблема различения трансцендентных и имманентных политических идеалов. Общей темой для современной отечественной культуры политики, по мнению автора, должна выступать ориентация на гражданина как имманентную цель развития российской государственности.

UR - https://politex.spbu.ru/article/view/11787

M3 - статья

VL - 17

SP - 118

EP - 134

JO - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС

JF - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС

SN - 1818-4499

IS - 2

ER -

ID: 88559567