Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Политическая культура или культура политики? (Полемические заметки на хрестоматийную тему). / Белоус, Владимир Григорьевич.
в: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС, Том 17, № 2, 2021, стр. 118-134.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Политическая культура или культура политики? (Полемические заметки на хрестоматийную тему)
AU - Белоус, Владимир Григорьевич
N1 - Белоус, В. (2021). ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИЛИ КУЛЬТУРА ПОЛИТИКИ? : Полемические заметки на хрестоматийную тему. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, 17(2), 118–134. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.201
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Авторская идея ревизии словаря современной российской политической науки является реакцией на несовпадение двух дискурсивных практик: мировой и отечественной. Непосредственно речь в статье идет о критическом отношении к «политической культуре» - типичному продукту буквального перевода на русский язык английского термина. Данный концепт был введен в научный оборот учеными-компаративистами в тот исторический момент, когда самостоятельная политическая теория находилась в стадии оформления. Проблема заключается в том, что понятие, призванное отражать предметный характер политики, однозначно соотносится с культурой. Между тем культура и политика - это такие универсальные формы человеческой деятельности, каждая из которых обладает собственной спецификой. Культура определяет политику, формируя общественное сознание, а вместе с ним и политический процесс, политическую жизнь в целом. Политика, в свою очередь, влияет на культуру, утверждая общественные предписания: устанавливая юридические законы и политические нормы, внедряя структурированное сознательное, т. е. идеологические стереотипы, идеалы, ценности, образцы поведения. Соответственно, различаются и две области обществознания (наука о культуре и наука о политике), каждая из которых оперирует собственным категориальным аппаратом. Для определения специфики политического знания автор предлагает ответить на простые вопросы. Что именно измеряет политолог: культуру - политикой или же политику - культурой? О чем он говорит: о политическом элементе в культуре или культурном (сознательном, ценностном, смысловом) наполнении политики? Поскольку ответы, отражающие предметный приоритет политики для специалиста в данной области знания, очевидны, предлагается вместо концепта «политическая культура» использовать понятия «культура политики», «культурное измерение политики» и «культурно-политическое». Данные выражения нивелируют формализм проблемы «первичного» и «вторичного» в отношениях культуры и политики, политики и культуры. В ракурсе практических реалий российской политики в статье затрагиваются такие актуальные культурно-политические аспекты современности, как кризис культуры, образ будущего, проблема различения трансцендентных и имманентных политических идеалов. Общей темой для современной отечественной культуры политики, по мнению автора, должна выступать ориентация на гражданина как имманентную цель развития российской государственности.
AB - Авторская идея ревизии словаря современной российской политической науки является реакцией на несовпадение двух дискурсивных практик: мировой и отечественной. Непосредственно речь в статье идет о критическом отношении к «политической культуре» - типичному продукту буквального перевода на русский язык английского термина. Данный концепт был введен в научный оборот учеными-компаративистами в тот исторический момент, когда самостоятельная политическая теория находилась в стадии оформления. Проблема заключается в том, что понятие, призванное отражать предметный характер политики, однозначно соотносится с культурой. Между тем культура и политика - это такие универсальные формы человеческой деятельности, каждая из которых обладает собственной спецификой. Культура определяет политику, формируя общественное сознание, а вместе с ним и политический процесс, политическую жизнь в целом. Политика, в свою очередь, влияет на культуру, утверждая общественные предписания: устанавливая юридические законы и политические нормы, внедряя структурированное сознательное, т. е. идеологические стереотипы, идеалы, ценности, образцы поведения. Соответственно, различаются и две области обществознания (наука о культуре и наука о политике), каждая из которых оперирует собственным категориальным аппаратом. Для определения специфики политического знания автор предлагает ответить на простые вопросы. Что именно измеряет политолог: культуру - политикой или же политику - культурой? О чем он говорит: о политическом элементе в культуре или культурном (сознательном, ценностном, смысловом) наполнении политики? Поскольку ответы, отражающие предметный приоритет политики для специалиста в данной области знания, очевидны, предлагается вместо концепта «политическая культура» использовать понятия «культура политики», «культурное измерение политики» и «культурно-политическое». Данные выражения нивелируют формализм проблемы «первичного» и «вторичного» в отношениях культуры и политики, политики и культуры. В ракурсе практических реалий российской политики в статье затрагиваются такие актуальные культурно-политические аспекты современности, как кризис культуры, образ будущего, проблема различения трансцендентных и имманентных политических идеалов. Общей темой для современной отечественной культуры политики, по мнению автора, должна выступать ориентация на гражданина как имманентную цель развития российской государственности.
UR - https://politex.spbu.ru/article/view/11787
M3 - статья
VL - 17
SP - 118
EP - 134
JO - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС
JF - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС
SN - 1818-4499
IS - 2
ER -
ID: 88559567