Рассматривается использование шутливой тональности в новостных телевизионных передачах российских каналов (Первый канал, РБК и НТВ.). Объектом настоящего исследования является не столько информирование в телевизионном новостном коммуникате как таковое, сколько коммуникативное взаимодействие участников эфира, представляющих новость аудитории. Базовая установка исследования состоит в признании того, что в массмедиа комическое используется для решения профессиональных коммуникативных задач. Одной из задач в таких форматах медиа, где профессионал использует все возможные коммуникативные каналы, выступает задача организации взаимодействия в условиях эфирной симультанности. Для такой организации профессионалы в эфире (ведущие, журналисты, эксперты) используют шутливую тональность. Показано, что изучение юмора в массмедиа разновекторно и разнопланово: во-первых, изучаются пародийные медиа и жанры; во-вторых, исследуется так называемый комедийный журнализм; в-третьих, анализируется использование юмора в «серьезных» новостях. Исследование последнего часто приводит авторов к выводу о воздействующей и даже манипулятивной функции юмора.
Наш анализ выявил другую сторону шутливой тональности: на ряде примеров показано, что с ее помощью в эфире решаются три задачи: 1) демонстрация метатекстовых взаимодействий для актуализации события, 2) демонстрация коммуникативной роли и статуса, 3) демонстрация общей позиции в отношении сообщаемого. Таким образом, общая цель использования шутливой тональности определяется как демонстрационная: понятие «демонстрация» показывает, что анализируемые шутки в эфире являются рациональным приемом, а не эмоциональной реакцией (как в обычном общении).
Переведенное названиеFacetious tone as a technique for organization of interaction in news television communicate
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)212-224
Число страниц12
ЖурналМедиалингвистика
Том7
Номер выпуска2
СостояниеОпубликовано - 2020

    Области исследований

  • комическое в медиа, шутливая тональность, телевизионный коммуникат, коммуникативное взаимодействие, Первый канал, РБК, НТВ

ID: 53918172