Standard

Сплетенные нарративы меняющейся мусульманской агиографии: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана. / Бобровников, Владимир Олегович; Чмилевская, Илона Алексеевна.

в: ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ, Том 41, № 3-4, 11.11.2023, стр. 87-119.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

Бобровников, Владимир Олегович ; Чмилевская, Илона Алексеевна. / Сплетенные нарративы меняющейся мусульманской агиографии: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана. в: ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. 2023 ; Том 41, № 3-4. стр. 87-119.

BibTeX

@article{94fef3eb76ef4930ae163c7c584e7a5d,
title = "Сплетенные нарративы меняющейся мусульманской агиографии: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана",
abstract = "На материалах полевых экспедиций авторов 2021–2022 гг. в Южный Дагестан в статье рассматривается появление в мусульманской агиографии постсоветского периода новой фигуры юродивого-чудотворца, не связанной с доминировавшими прежде в культе святых на Восточном Кавказе типами святых арабов-исламизаторов, героев вооруженного джихада и наставников разных суфийских братств. Объектом исследования избран случай шейха Вагуф-буба Исмаилова (1894–1972) в с. Луткун, прошедшего за последние 30 с небольшим лет путь от малоизвестного святого-аулия до третьего по значению персонажа мусульманской агиографии Южного Дагестана после Кырхляра в Дербенте и Пир-Сулеймана, центром культа которого является святилище на г. Шалбуздаг. По типу этот тип близок популярным на постсоветском пространстве новым святым разных конфессий: шиитскому Мир-Мовсум-ага, более известному как бакинский «Бескостный святой» (1883–1950), православным блаженным старицам вроде Матроны Московской (1885–1952). Луткунский юродивый еще специально не изучался. В статье предложено «насыщенное описание» двух святых мест Вагуф-буба, рассмотрены особенности паломничества к ним. Основное внимание обращено на сплетенные в его «житии» простонародный исламский, суфийский, советский и национальный нарративы, разобраны эпистемология, формирование и распространение его культа. Исследование основывается на интервью, эпиграфике, рукописных источниках, фотодокументации, а также лезгинских блогах Рунета на лезгинском, арабском и русском языках.",
keywords = "мусульманская агиография, юродивый, КУЛЬТ СВЯТЫХ, чудеса, паломничество, сцепленная история, Дагестан",
author = "Бобровников, {Владимир Олегович} and Чмилевская, {Илона Алексеевна}",
note = "Бобровников В.О., Чмилевская И.А. Сплетенные нарративы современной мусульманской агиографии: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2023. № 3-4 (1,9 а.л., принята к печати в журнале 11.11.2023) ",
year = "2023",
month = nov,
day = "11",
doi = "10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-87-119",
language = "русский",
volume = "41",
pages = "87--119",
journal = "ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ",
issn = "2073-7203",
publisher = "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации",
number = "3-4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Сплетенные нарративы меняющейся мусульманской агиографии: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана

AU - Бобровников, Владимир Олегович

AU - Чмилевская, Илона Алексеевна

N1 - Бобровников В.О., Чмилевская И.А. Сплетенные нарративы современной мусульманской агиографии: советский юродивый постсоветского Южного Дагестана // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2023. № 3-4 (1,9 а.л., принята к печати в журнале 11.11.2023)

PY - 2023/11/11

Y1 - 2023/11/11

N2 - На материалах полевых экспедиций авторов 2021–2022 гг. в Южный Дагестан в статье рассматривается появление в мусульманской агиографии постсоветского периода новой фигуры юродивого-чудотворца, не связанной с доминировавшими прежде в культе святых на Восточном Кавказе типами святых арабов-исламизаторов, героев вооруженного джихада и наставников разных суфийских братств. Объектом исследования избран случай шейха Вагуф-буба Исмаилова (1894–1972) в с. Луткун, прошедшего за последние 30 с небольшим лет путь от малоизвестного святого-аулия до третьего по значению персонажа мусульманской агиографии Южного Дагестана после Кырхляра в Дербенте и Пир-Сулеймана, центром культа которого является святилище на г. Шалбуздаг. По типу этот тип близок популярным на постсоветском пространстве новым святым разных конфессий: шиитскому Мир-Мовсум-ага, более известному как бакинский «Бескостный святой» (1883–1950), православным блаженным старицам вроде Матроны Московской (1885–1952). Луткунский юродивый еще специально не изучался. В статье предложено «насыщенное описание» двух святых мест Вагуф-буба, рассмотрены особенности паломничества к ним. Основное внимание обращено на сплетенные в его «житии» простонародный исламский, суфийский, советский и национальный нарративы, разобраны эпистемология, формирование и распространение его культа. Исследование основывается на интервью, эпиграфике, рукописных источниках, фотодокументации, а также лезгинских блогах Рунета на лезгинском, арабском и русском языках.

AB - На материалах полевых экспедиций авторов 2021–2022 гг. в Южный Дагестан в статье рассматривается появление в мусульманской агиографии постсоветского периода новой фигуры юродивого-чудотворца, не связанной с доминировавшими прежде в культе святых на Восточном Кавказе типами святых арабов-исламизаторов, героев вооруженного джихада и наставников разных суфийских братств. Объектом исследования избран случай шейха Вагуф-буба Исмаилова (1894–1972) в с. Луткун, прошедшего за последние 30 с небольшим лет путь от малоизвестного святого-аулия до третьего по значению персонажа мусульманской агиографии Южного Дагестана после Кырхляра в Дербенте и Пир-Сулеймана, центром культа которого является святилище на г. Шалбуздаг. По типу этот тип близок популярным на постсоветском пространстве новым святым разных конфессий: шиитскому Мир-Мовсум-ага, более известному как бакинский «Бескостный святой» (1883–1950), православным блаженным старицам вроде Матроны Московской (1885–1952). Луткунский юродивый еще специально не изучался. В статье предложено «насыщенное описание» двух святых мест Вагуф-буба, рассмотрены особенности паломничества к ним. Основное внимание обращено на сплетенные в его «житии» простонародный исламский, суфийский, советский и национальный нарративы, разобраны эпистемология, формирование и распространение его культа. Исследование основывается на интервью, эпиграфике, рукописных источниках, фотодокументации, а также лезгинских блогах Рунета на лезгинском, арабском и русском языках.

KW - мусульманская агиография

KW - юродивый

KW - КУЛЬТ СВЯТЫХ

KW - чудеса

KW - паломничество

KW - сцепленная история

KW - Дагестан

UR - https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/894352024.pdf

U2 - 10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-87-119

DO - 10.22394/2073-7203-2023-41-3-4-87-119

M3 - статья

VL - 41

SP - 87

EP - 119

JO - ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

JF - ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

SN - 2073-7203

IS - 3-4

ER -

ID: 107048206