Standard

Концепт «право народов на самоопределение» в современной политике и образовании. / Ачкасов, Валерий Алексеевич.

в: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС, Том 15, № 2, 2019, стр. 4-19.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{824c9855d41d4b69b31c1c9d33ae3ca7,
title = "Концепт «право народов на самоопределение» в современной политике и образовании",
abstract = "В статье рассматриваются дискуссионные теоретические и сложные практические проблемы, связанные с реализацией «права народов на самоопределение», такие как: отсутствие общепринятого определения, что такое «национальное меньшинство»; способ выявления «воли народа» к самоопределению; соотношение между границами государства и границами наций; национальное самоопределение и демократия; право на национальное самоопределение и право на народный суверенитет; совместимость прав личности, прав национальных меньшинств на самоопределение и принципа нерушимости государственных границ. В результате автор приходит к выводу о том, что нет «единственно верной» формы решения данных проблем, в идеале выбор делает народ (на практике же - его политическая элита) исходя из большого числа (иногда не вполне рациональных и даже случайных) факторов. Однако наиболее важным вопросом является решение проблемы эффективного политического представительства интересов этнических групп/национальных меньшинств, поскольку этнические группы и другие меньшинства отчуждаются тогда, когда их доступ к власти ограничивается. Как считает автор, для решения этой проблемы в государствах, уважающих права человека, этническая принадлежность должна иметь культурную, но не политическую значимость, поскольку субъектом политического суверенитета является не «этнос», а «демос», т. е. все граждане государства, которые могут принадлежать к различным этнокультурным общностям. Поэтому органическое сочетание коллективных прав этнических общностей и меньшинств в мультиэтническом, поликультурном обществе с гарантированными и охраняемыми государством правами индивидов является наименее конфликтогенным способом осуществления демократической политики, которая не ведет к формированию новых этнических наций и появлению новых этнократических государств. При этом межэтнические отношения следует выстраивать не исходя из некой идеальной модели, а отталкиваясь от существующей этнополитической реальности и используя имеющийся потенциал уже существующих несовершенных политических институтов.",
keywords = "ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ, ДЕМОКРАТИЯ, федерализм, ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ, референдум, RIGHT OF PEOPLES TO SELF-DETERMINATION, NATIONAL MINORITY, REPRESENTATION OF INTERESTS, democracy, federalism, TERRITORIAL AUTONOMY, referendum",
author = "Ачкасов, {Валерий Алексеевич}",
year = "2019",
language = "русский",
volume = "15",
pages = "4--19",
journal = "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС",
issn = "1818-4499",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Концепт «право народов на самоопределение» в современной политике и образовании

AU - Ачкасов, Валерий Алексеевич

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - В статье рассматриваются дискуссионные теоретические и сложные практические проблемы, связанные с реализацией «права народов на самоопределение», такие как: отсутствие общепринятого определения, что такое «национальное меньшинство»; способ выявления «воли народа» к самоопределению; соотношение между границами государства и границами наций; национальное самоопределение и демократия; право на национальное самоопределение и право на народный суверенитет; совместимость прав личности, прав национальных меньшинств на самоопределение и принципа нерушимости государственных границ. В результате автор приходит к выводу о том, что нет «единственно верной» формы решения данных проблем, в идеале выбор делает народ (на практике же - его политическая элита) исходя из большого числа (иногда не вполне рациональных и даже случайных) факторов. Однако наиболее важным вопросом является решение проблемы эффективного политического представительства интересов этнических групп/национальных меньшинств, поскольку этнические группы и другие меньшинства отчуждаются тогда, когда их доступ к власти ограничивается. Как считает автор, для решения этой проблемы в государствах, уважающих права человека, этническая принадлежность должна иметь культурную, но не политическую значимость, поскольку субъектом политического суверенитета является не «этнос», а «демос», т. е. все граждане государства, которые могут принадлежать к различным этнокультурным общностям. Поэтому органическое сочетание коллективных прав этнических общностей и меньшинств в мультиэтническом, поликультурном обществе с гарантированными и охраняемыми государством правами индивидов является наименее конфликтогенным способом осуществления демократической политики, которая не ведет к формированию новых этнических наций и появлению новых этнократических государств. При этом межэтнические отношения следует выстраивать не исходя из некой идеальной модели, а отталкиваясь от существующей этнополитической реальности и используя имеющийся потенциал уже существующих несовершенных политических институтов.

AB - В статье рассматриваются дискуссионные теоретические и сложные практические проблемы, связанные с реализацией «права народов на самоопределение», такие как: отсутствие общепринятого определения, что такое «национальное меньшинство»; способ выявления «воли народа» к самоопределению; соотношение между границами государства и границами наций; национальное самоопределение и демократия; право на национальное самоопределение и право на народный суверенитет; совместимость прав личности, прав национальных меньшинств на самоопределение и принципа нерушимости государственных границ. В результате автор приходит к выводу о том, что нет «единственно верной» формы решения данных проблем, в идеале выбор делает народ (на практике же - его политическая элита) исходя из большого числа (иногда не вполне рациональных и даже случайных) факторов. Однако наиболее важным вопросом является решение проблемы эффективного политического представительства интересов этнических групп/национальных меньшинств, поскольку этнические группы и другие меньшинства отчуждаются тогда, когда их доступ к власти ограничивается. Как считает автор, для решения этой проблемы в государствах, уважающих права человека, этническая принадлежность должна иметь культурную, но не политическую значимость, поскольку субъектом политического суверенитета является не «этнос», а «демос», т. е. все граждане государства, которые могут принадлежать к различным этнокультурным общностям. Поэтому органическое сочетание коллективных прав этнических общностей и меньшинств в мультиэтническом, поликультурном обществе с гарантированными и охраняемыми государством правами индивидов является наименее конфликтогенным способом осуществления демократической политики, которая не ведет к формированию новых этнических наций и появлению новых этнократических государств. При этом межэтнические отношения следует выстраивать не исходя из некой идеальной модели, а отталкиваясь от существующей этнополитической реальности и используя имеющийся потенциал уже существующих несовершенных политических институтов.

KW - ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

KW - НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО

KW - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ

KW - ДЕМОКРАТИЯ

KW - федерализм

KW - ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

KW - референдум

KW - RIGHT OF PEOPLES TO SELF-DETERMINATION

KW - NATIONAL MINORITY

KW - REPRESENTATION OF INTERESTS

KW - democracy

KW - federalism

KW - TERRITORIAL AUTONOMY

KW - referendum

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41571212

M3 - статья

VL - 15

SP - 4

EP - 19

JO - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС

JF - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС

SN - 1818-4499

IS - 2

ER -

ID: 51704924