Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Концепт «право народов на самоопределение» в современной политике и образовании. / Ачкасов, Валерий Алексеевич.
In: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС, Vol. 15, No. 2, 2019, p. 4-19.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Концепт «право народов на самоопределение» в современной политике и образовании
AU - Ачкасов, Валерий Алексеевич
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - В статье рассматриваются дискуссионные теоретические и сложные практические проблемы, связанные с реализацией «права народов на самоопределение», такие как: отсутствие общепринятого определения, что такое «национальное меньшинство»; способ выявления «воли народа» к самоопределению; соотношение между границами государства и границами наций; национальное самоопределение и демократия; право на национальное самоопределение и право на народный суверенитет; совместимость прав личности, прав национальных меньшинств на самоопределение и принципа нерушимости государственных границ. В результате автор приходит к выводу о том, что нет «единственно верной» формы решения данных проблем, в идеале выбор делает народ (на практике же - его политическая элита) исходя из большого числа (иногда не вполне рациональных и даже случайных) факторов. Однако наиболее важным вопросом является решение проблемы эффективного политического представительства интересов этнических групп/национальных меньшинств, поскольку этнические группы и другие меньшинства отчуждаются тогда, когда их доступ к власти ограничивается. Как считает автор, для решения этой проблемы в государствах, уважающих права человека, этническая принадлежность должна иметь культурную, но не политическую значимость, поскольку субъектом политического суверенитета является не «этнос», а «демос», т. е. все граждане государства, которые могут принадлежать к различным этнокультурным общностям. Поэтому органическое сочетание коллективных прав этнических общностей и меньшинств в мультиэтническом, поликультурном обществе с гарантированными и охраняемыми государством правами индивидов является наименее конфликтогенным способом осуществления демократической политики, которая не ведет к формированию новых этнических наций и появлению новых этнократических государств. При этом межэтнические отношения следует выстраивать не исходя из некой идеальной модели, а отталкиваясь от существующей этнополитической реальности и используя имеющийся потенциал уже существующих несовершенных политических институтов.
AB - В статье рассматриваются дискуссионные теоретические и сложные практические проблемы, связанные с реализацией «права народов на самоопределение», такие как: отсутствие общепринятого определения, что такое «национальное меньшинство»; способ выявления «воли народа» к самоопределению; соотношение между границами государства и границами наций; национальное самоопределение и демократия; право на национальное самоопределение и право на народный суверенитет; совместимость прав личности, прав национальных меньшинств на самоопределение и принципа нерушимости государственных границ. В результате автор приходит к выводу о том, что нет «единственно верной» формы решения данных проблем, в идеале выбор делает народ (на практике же - его политическая элита) исходя из большого числа (иногда не вполне рациональных и даже случайных) факторов. Однако наиболее важным вопросом является решение проблемы эффективного политического представительства интересов этнических групп/национальных меньшинств, поскольку этнические группы и другие меньшинства отчуждаются тогда, когда их доступ к власти ограничивается. Как считает автор, для решения этой проблемы в государствах, уважающих права человека, этническая принадлежность должна иметь культурную, но не политическую значимость, поскольку субъектом политического суверенитета является не «этнос», а «демос», т. е. все граждане государства, которые могут принадлежать к различным этнокультурным общностям. Поэтому органическое сочетание коллективных прав этнических общностей и меньшинств в мультиэтническом, поликультурном обществе с гарантированными и охраняемыми государством правами индивидов является наименее конфликтогенным способом осуществления демократической политики, которая не ведет к формированию новых этнических наций и появлению новых этнократических государств. При этом межэтнические отношения следует выстраивать не исходя из некой идеальной модели, а отталкиваясь от существующей этнополитической реальности и используя имеющийся потенциал уже существующих несовершенных политических институтов.
KW - ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
KW - НАЦИОНАЛЬНОЕ МЕНЬШИНСТВО
KW - ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНТЕРЕСОВ
KW - ДЕМОКРАТИЯ
KW - федерализм
KW - ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ
KW - референдум
KW - RIGHT OF PEOPLES TO SELF-DETERMINATION
KW - NATIONAL MINORITY
KW - REPRESENTATION OF INTERESTS
KW - democracy
KW - federalism
KW - TERRITORIAL AUTONOMY
KW - referendum
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41571212
M3 - статья
VL - 15
SP - 4
EP - 19
JO - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС
JF - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОЛИТЭКС
SN - 1818-4499
IS - 2
ER -
ID: 51704924