Несмотря на достаточно позднее развитие культа первомученника в конце III–IV вв., он занял необычайно важную роль в христианской риторики как подражатель Христа. В средневековый период региональные традиции почитания, с одной стороны, а, с другой, повсеместное присутствие его культа в храмов как одного из первых дьяконов не позволяет говорить о единой тенденции восприятия образа. Интерес к мученику не был пробужден и под влиянием католической реформации. В свою очередь, для позднего протестантизма 1560–1590-х гг. именно Стефан оказался знаковой фигурой. Автор рассматривает причины популярности сюжета, анализируя конфликты, заложенные в книге «Деяний», и дает иллюстрирует восприятие сюжета в лютеранской традиции на примере трагедии Мельхиора Нейкирха 1592 г., завершившего череду драматургических адаптаций.