Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Свет и пространство в культуре и искусстве античности и средневековья. / Морозова, Анна Валентиновна.
в: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии, № 2(10), 09.2021, стр. 125-137.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Свет и пространство в культуре и искусстве античности и средневековья
AU - Морозова, Анна Валентиновна
N1 - Статья в периодическом издании.
PY - 2021/9
Y1 - 2021/9
N2 - Рассмотрение проблематики света и пространства в культуре и искусстве античности и средних веков позволяет выявить специфические особенности рассматриваемых эпох в их сравнении друг с другом. Ранее в научной литературе специфика понимания пространства и восприятия света исследовались дискретно. Автор статьи предлагает рассмотреть свет и пространство в их взаимосвязи. Анализируется не только широта использования светоносности материалов в памятниках искусства, но и характер восприятия этой светоносности современниками на материале дошедших до нас литературных памятников. Используются методы компаративистского анализа, художественно-стилистического, иконологического. В статье показано, что интерпретация света и понимание пространства тесно связаны. Представления о них и их связи кардинально менялись от античности к средним века. Только в культуре Византии пространство стало пониматься в первую очередь как наполненное божественным светом единое неделимое целое. Свет не только был символом трансцендентного для христианства, свет стал способом объединения пространства храма в единую сущность, воспринимавшуюся как символ присутствия Бога. Западная Европа пришла к этому пониманию в эпоху готики, передав традиции восприятия пространства как единого целого последующим эпохам.
AB - Рассмотрение проблематики света и пространства в культуре и искусстве античности и средних веков позволяет выявить специфические особенности рассматриваемых эпох в их сравнении друг с другом. Ранее в научной литературе специфика понимания пространства и восприятия света исследовались дискретно. Автор статьи предлагает рассмотреть свет и пространство в их взаимосвязи. Анализируется не только широта использования светоносности материалов в памятниках искусства, но и характер восприятия этой светоносности современниками на материале дошедших до нас литературных памятников. Используются методы компаративистского анализа, художественно-стилистического, иконологического. В статье показано, что интерпретация света и понимание пространства тесно связаны. Представления о них и их связи кардинально менялись от античности к средним века. Только в культуре Византии пространство стало пониматься в первую очередь как наполненное божественным светом единое неделимое целое. Свет не только был символом трансцендентного для христианства, свет стал способом объединения пространства храма в единую сущность, воспринимавшуюся как символ присутствия Бога. Западная Европа пришла к этому пониманию в эпоху готики, передав традиции восприятия пространства как единого целого последующим эпохам.
KW - свет в искусстве
KW - пространство в искусстве
KW - античное искусство
KW - средневековое искусство
KW - символика света
KW - связь света и пространства в искусстве
M3 - статья
SP - 125
EP - 137
JO - Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии
JF - Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии
SN - 2541-9587
IS - 2(10)
ER -
ID: 88224250