Рассмотрение проблематики света и пространства в культуре и искусстве античности и средних веков позволяет выявить специфические особенности рассматриваемых эпох в их сравнении друг с другом. Ранее в научной литературе специфика понимания пространства и восприятия света исследовались дискретно. Автор статьи предлагает рассмотреть свет и пространство в их взаимосвязи. Анализируется не только широта использования светоносности материалов в памятниках искусства, но и характер восприятия этой светоносности современниками на материале дошедших до нас литературных памятников. Используются методы компаративистского анализа, художественно-стилистического, иконологического. В статье показано, что интерпретация света и понимание пространства тесно связаны. Представления о них и их связи кардинально менялись от античности к средним века. Только в культуре Византии пространство стало пониматься в первую очередь как наполненное божественным светом единое неделимое целое. Свет не только был символом трансцендентного для христианства, свет стал способом объединения пространства храма в единую сущность, воспринимавшуюся как символ присутствия Бога. Западная Европа пришла к этому пониманию в эпоху готики, передав традиции восприятия пространства как единого целого последующим эпохам.
Переведенное названиеLIGHT AND SPACE IN CULTURE AND ART OF ANTIQUITY AND MIDDLE AGES
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)125-137
ЖурналТруды кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии
Номер выпуска2(10)
СостояниеОпубликовано - сен 2021

    Области исследований

  • свет в искусстве, пространство в искусстве, античное искусство, средневековое искусство, символика света, связь света и пространства в искусстве

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 88224250