В начале своего развития наука международного права была неразрывно связана с доктриной естественного права. Последнее рассматривалось в качестве основания международного права. Проблема оснований международного правопорядка приобрела остроту в XIX веке, когда господствующий юридический позитивизм отказался от идеи естественно-правового обоснования права. Предлагавшиеся решения, основанные на идее самообязывания суверенных государств, в конечном счёте либо ставили под сомнение само существование международного права, либо требовали введения явных фикций. Разрешая данную проблему, чистое учение о праве, разработанное Г. Кельзеном и его учениками, предложило теорию ступенчатой структуры международного и внутригосударственного права. Основу отношений между уровнями нормативной системы составляют уполномочивающие нормы, передающие свойство действительности нижестоящим нормам, создаваемым на их основе. Понятию действительности корреспондирует понятие действенности нормы, отражающее их фактическое выполнение. Соотношение действительности и действенности правовых норм в международном праве существенно отличается от их соотношения во внутригосударственном праве, изучение данного соотношения в теории Кельзена составило основную цель настоящего исследования. Структура международного права по Кельзену представляет собой пирамиду, высшим уровнем которой является международное обычное право, основанное на основной норме международного права, устанавливающей обязательность международного обычая. При этом, с позиций чистого учения о праве, особую роль в международном праве играет принцип эффективности –признания правомерным существующего фактического положения вещей. Большее значение данного принципа в международном праве объясняется отсутствием в последнем централизованной системы принуждения, позволяющей организованно применять санкции при нарушении международно-правовых норм.