В современных условиях все ускоряющейся трансформации образовательного процесса при возникновении новых форм обучения особенно актуальной становится проблема использования инновационных педагогических средств и инструментов, а также их сочетаний с уже имеющимися в многолетнем опыте преподавания технологиями для сохранения и повышения эффективности усвоения учебной информации студентами. При этом в ситуации глобальных вызовов и неопределенности наряду с общепрофессиональными особое значение приобретают универсальные компетенции выпускников, которые могут формироваться в процессе изучения, в том числе, непрофильных дисциплин, таких как «Психология». Согласно результатам более ранних исследований, эффективности усвоения информации способствуют мотивация студентов и понимание ими возможности применения полученных знаний на практике. Также установлено, что переживаемые в рамках учебного занятия эмоции влияют на качество обучения, успеваемость студентов и их психологическое благополучие. Данные аспекты могут быть обеспечены внедрением тренинговых
упражнений в структуру лекций по психологии, что вызовет у студентов интерес и поможет им перейти на уровень практического применения усвоенного материала, преодолеть стереотипы, препятствующие взаимодействию с окружающими. В то же время при выполнении практических упражнений студенты получают возможность закрепить изученный материал, обобщить и применить полученные знания, что особенно важно, так как на сегодняшний день пути формирования у студентов теоретических и практических навыков зачастую рассматриваются как независимые направления. Особенно трудным такое совмещение выглядит в рамках потоковых лекций, где численность аудитории превышает 50 человек и что является основной формой работы в рамках дисциплины «Психология» для непрофильных направлений обучения. Актуальное состояние процесса передачи знаний об эмоциях определяет проблему исследования как противоречие между необходимостью применять знания на практике для большей эффективности усвоения и отсутствием такой возможности на потоковой лекции. Цель исследования состоит в оценке эффективности применения тренинговых упражнений в ходе потоковой лекции по психологии при разных форматах обучения (онлайн/очно). Методы исследования. Эффективность применения тренинговых упражнений определялась в процессе психолого-педагогического эксперимента на базе Санкт-Петербургского государственного университета, а также на основе психодиагностического исследования и специально разработанной системы педагогических заданий. Выборку составили 198 студентов первого курса (экономического, медицинского и стоматологического факультетов), распределенных на экспериментальные и контрольные группы в зависимости от выполнения определенных тренинговых упражнений, а также формы обучения (очно и онлайн). Результаты и выводы исследования позволяют утверждать, что применяемые в ходе потоковых лекций тренинговые упражнения были эффективны, потому как:
1) студенты отмечали появление эмоций при выполнении упражнений;
2) студенты, выполнявшие упражнения, вне зависимости от формата обучения более успешно справлялись с итоговыми заданиями, чем студенты, не выполнявшие
упражнения;
3) у студентов, посещавших занятия, наблюдались сдвиги в показателях личностных характеристик по изучаемой теме.
При этом студенты, выполнявшие тренинговые упражнения и обучающиеся в онлайн-формате, лучше справлялись с заданиями, направленными на контроль знания и понимания отдельных терминов изучаемой терминологической группы (р < 0,001), лучше устанавливали связи между терминами и понимали структуру между ними (р < 0,001), в целом более успешно выполнили тестовое задание (р < 0,001) по сравнению со студентами, выполнявшими упражнения в очном формате. Полученные результаты планируется использовать для дальнейшей разработки лекционных занятий с отбором специальных тренинговых упражнений, которые возможно использовать в условиях потоковых лекций, для повышения заинтересованности студентов и, как следствие, эффективности усвоения ими учебной информации по дисциплине «Психология».
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииКачество педагогического образования в условиях современных вызовов
Подзаголовок основной публикациисборник научных трудов IX Международного форума по педагогическому образованию (Казань, 24–26 мая 2023 г.)
ИздательКазанский Федеральный университет
Страницы437-445
Число страниц9
ISBN (печатное издание)978-5-00130-759-4
СостояниеОпубликовано - 2023
СобытиеIX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ - КФУ, Казань, Российская Федерация
Продолжительность: 24 мая 202326 мая 2023
https://ifte.kpfu.ru/conference/programma/
https://ifte.kpfu.ru/

конференция

конференцияIX МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Сокращенное названиеIFTE 2023
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородКазань
Период24/05/2326/05/23
Сайт в сети Internet

    Области исследований

  • тренинговые упражнения, эффективность усвоения, учебная информация, студенты

ID: 115602850