Цель исследования - выявить специфику перцептивных и акустических характеристик речевых высказываний детей дошкольного возраста с нарушениями развития, воспитывающихся в детском доме, по сравнению с типично развивающимися детьми, воспитывающимися в условиях семьи. Показано, что в диалогах с взрослыми дети из детского дома с диагнозами умственная отсталость и смешанные специфические расстройства психологического развития используют менее сложные реплики, чем типично развивающиеся дети; описаны особенности лексикона, установлены перцептивные и акустические характеристики слов воспитанников детского дома. Показаны высокие значения частоты основного тона и длительности ударных гласных из слов детей с диагнозом умственная отсталость. Результаты исследования могут быть использованы для построения стратегий взаимодействия с детьми с нарушениями развития, уточнения существующих методик обучения таких детей, в том числе методик альтернативной коммуникации.