Ю.Ф. Самарин был подлинным основателем «русского направления» 1860-х - 1890-х годов, а в каком-то смысле и всего русского политического модерна. Свойственная ему «немецкая» рациональная последовательность удержала его от оппозиционности, продиктовала своеобразную тактику политической борьбы и не менее своеобразный стиль полемики. Один из наиболее ярких эпизодов последней - переписка с баронессой фон Раден - пример диалога не только сторонников различных взглядов на русский вопрос, но и носителей схожего типа религиозности. Не будучи протестантом, Самарин тяготел именно к протестантизму. При этом протестантские тенденции в самаринской религиозности были продиктованы именно его консерватизмом: «формально правильный силлогизм» для него всегда требует проверки «живой жизнью», а значительная часть современников-консерваторов оказываются латентными революционерами. Главный объект его критики - сословные привилегии остзейских немцев, которые служили императору, но не русскому народу, и с объединением Германии получили еще один центр притяжения. Именно Самарин полнее многих современников проработал вопрос о связи сословного начала с национальным. Наиболее емко он изложил свои взгляды в полемике с консервативно-аристократической газетой «Весть». Юрий Федорович решительно отрицал возможность построения государства с опорой на наднациональную аристократическую элиту. С другой стороны, антисословный пафос логически приводил Самарина к известной толерантности по отношению служилой бюрократии. Многие самаринские тезисы в начале 1860-х были восприняты М.Н. Катковым.