Standard

Потенциал иррационального в культуре: от алхимии к науке Нового времени. / Шапошникова, Юлия Владимировна.

в: STUDIA CULTURAE, № 42, 2019, стр. 38-49.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{02770cbd69fe4e098f3ba2bb7a4de337,
title = "Потенциал иррационального в культуре: от алхимии к науке Нового времени",
abstract = "Отличительной чертой новоевропейской культуры, и в частности, науки Нового времени является всеохватывающая тенденция к рационализации. Восходящая к философским откровениям Декарта, научным открытиям Галилея и Ньютона и в полной мере воплотившаяся в эпоху Просвещения, рационализирующая тенденция новоевропейской культуры исходит из примата и абсолютной ценности разума. Ученые прошлого и современные исследователи не раз проблематизировали подобную рационализирующую тенденцию, указывая на склонность разума в отсутствие авторитета выходить за собственные границы. Последствиями такого нарушения разумом границ, воплощаемого в установлении строго и унифицирующего порядка, как демонстрирует история, является тирания и авторитарные общества. В этой связи возникает вопрос о сохранении и обращению к иррациональному в культуре. Иррациональное, присутствующее и в индивидуальном и в социальном пластах культуры, в истории, с точки зрения новоевропейской культуры, наиболее ярко проявилось во времена алхимии. В статье рассматриваются исходные принципы и мировоззренческие основания алхимической традиции, исторически предшествовавшей науке Нового времени и во многих отношениях послужившей основанием для возникновения последней. В отличие от механистического и математического подходов к описанию физических явлений, свойственных науке Нового времени, алхимия использовала язык символов, а также оперировала с данными фантазии и воображения. В статье проблематизируется иррациональность алхимической традиции, которая при более пристальном изучении обнаруживает последовательное, оригинальное и целостное миропонимание и логику. Алхимическое познание основывается на взаимосвязи физического и психического, макрокосма и микрокосма, божественного соучастия в алхимических практиках. Согласно Ю. фон Либиху, Д. И. Менделееву и другим классикам химической науки, алхимия подготовила обширный свод эмпирических сведений, без которого новоевропейская химическая наука не имела бы материала для теоретизирования. Однако утверждение о том, что новоевропейская наука, и в частности, химия рационализировала алхимию, не адекватно отражает отношение этих двух познавательных традиций. Алхимия и новоевропейская наука принципиально различны в своих целях, методах и мировоззренческих установках. Влияние алхимии продолжилось и в новейшее время. Алхимия не только способствовала зарождению новоевропейской науки, но и послужила источником идей для К. Г. Юнга при изучении активного воображения, а также расширила понимание дальнейшего развития квантовой физики для В. Паули.",
keywords = "ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, АЛХИМИЯ, РАЦИОНАЛИЗИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ, ПОРЯДОК, НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ, ПАРАЦЕЛЬС, НЬЮТОН, МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ, МИРО- ИСТОЛКОВАНИЕ, ЛИБИХ, ARS MAGNA",
author = "Шапошникова, {Юлия Владимировна}",
year = "2019",
language = "русский",
pages = "38--49",
journal = "STUDIA CULTURAE",
issn = "2225-3211",
publisher = "Санкт-Петербургское философское общество",
number = "42",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Потенциал иррационального в культуре: от алхимии к науке Нового времени

AU - Шапошникова, Юлия Владимировна

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Отличительной чертой новоевропейской культуры, и в частности, науки Нового времени является всеохватывающая тенденция к рационализации. Восходящая к философским откровениям Декарта, научным открытиям Галилея и Ньютона и в полной мере воплотившаяся в эпоху Просвещения, рационализирующая тенденция новоевропейской культуры исходит из примата и абсолютной ценности разума. Ученые прошлого и современные исследователи не раз проблематизировали подобную рационализирующую тенденцию, указывая на склонность разума в отсутствие авторитета выходить за собственные границы. Последствиями такого нарушения разумом границ, воплощаемого в установлении строго и унифицирующего порядка, как демонстрирует история, является тирания и авторитарные общества. В этой связи возникает вопрос о сохранении и обращению к иррациональному в культуре. Иррациональное, присутствующее и в индивидуальном и в социальном пластах культуры, в истории, с точки зрения новоевропейской культуры, наиболее ярко проявилось во времена алхимии. В статье рассматриваются исходные принципы и мировоззренческие основания алхимической традиции, исторически предшествовавшей науке Нового времени и во многих отношениях послужившей основанием для возникновения последней. В отличие от механистического и математического подходов к описанию физических явлений, свойственных науке Нового времени, алхимия использовала язык символов, а также оперировала с данными фантазии и воображения. В статье проблематизируется иррациональность алхимической традиции, которая при более пристальном изучении обнаруживает последовательное, оригинальное и целостное миропонимание и логику. Алхимическое познание основывается на взаимосвязи физического и психического, макрокосма и микрокосма, божественного соучастия в алхимических практиках. Согласно Ю. фон Либиху, Д. И. Менделееву и другим классикам химической науки, алхимия подготовила обширный свод эмпирических сведений, без которого новоевропейская химическая наука не имела бы материала для теоретизирования. Однако утверждение о том, что новоевропейская наука, и в частности, химия рационализировала алхимию, не адекватно отражает отношение этих двух познавательных традиций. Алхимия и новоевропейская наука принципиально различны в своих целях, методах и мировоззренческих установках. Влияние алхимии продолжилось и в новейшее время. Алхимия не только способствовала зарождению новоевропейской науки, но и послужила источником идей для К. Г. Юнга при изучении активного воображения, а также расширила понимание дальнейшего развития квантовой физики для В. Паули.

AB - Отличительной чертой новоевропейской культуры, и в частности, науки Нового времени является всеохватывающая тенденция к рационализации. Восходящая к философским откровениям Декарта, научным открытиям Галилея и Ньютона и в полной мере воплотившаяся в эпоху Просвещения, рационализирующая тенденция новоевропейской культуры исходит из примата и абсолютной ценности разума. Ученые прошлого и современные исследователи не раз проблематизировали подобную рационализирующую тенденцию, указывая на склонность разума в отсутствие авторитета выходить за собственные границы. Последствиями такого нарушения разумом границ, воплощаемого в установлении строго и унифицирующего порядка, как демонстрирует история, является тирания и авторитарные общества. В этой связи возникает вопрос о сохранении и обращению к иррациональному в культуре. Иррациональное, присутствующее и в индивидуальном и в социальном пластах культуры, в истории, с точки зрения новоевропейской культуры, наиболее ярко проявилось во времена алхимии. В статье рассматриваются исходные принципы и мировоззренческие основания алхимической традиции, исторически предшествовавшей науке Нового времени и во многих отношениях послужившей основанием для возникновения последней. В отличие от механистического и математического подходов к описанию физических явлений, свойственных науке Нового времени, алхимия использовала язык символов, а также оперировала с данными фантазии и воображения. В статье проблематизируется иррациональность алхимической традиции, которая при более пристальном изучении обнаруживает последовательное, оригинальное и целостное миропонимание и логику. Алхимическое познание основывается на взаимосвязи физического и психического, макрокосма и микрокосма, божественного соучастия в алхимических практиках. Согласно Ю. фон Либиху, Д. И. Менделееву и другим классикам химической науки, алхимия подготовила обширный свод эмпирических сведений, без которого новоевропейская химическая наука не имела бы материала для теоретизирования. Однако утверждение о том, что новоевропейская наука, и в частности, химия рационализировала алхимию, не адекватно отражает отношение этих двух познавательных традиций. Алхимия и новоевропейская наука принципиально различны в своих целях, методах и мировоззренческих установках. Влияние алхимии продолжилось и в новейшее время. Алхимия не только способствовала зарождению новоевропейской науки, но и послужила источником идей для К. Г. Юнга при изучении активного воображения, а также расширила понимание дальнейшего развития квантовой физики для В. Паули.

KW - ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, АЛХИМИЯ, РАЦИОНАЛИЗИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ, ПОРЯДОК, НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ, ПАРАЦЕЛЬС, НЬЮТОН, МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ, МИРО- ИСТОЛКОВАНИЕ, ЛИБИХ, ARS MAGNA

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=42441067

M3 - статья

SP - 38

EP - 49

JO - STUDIA CULTURAE

JF - STUDIA CULTURAE

SN - 2225-3211

IS - 42

ER -

ID: 72712787