Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Потенциал иррационального в культуре: от алхимии к науке Нового времени. / Шапошникова, Юлия Владимировна.
In: STUDIA CULTURAE, No. 42, 2019, p. 38-49.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Потенциал иррационального в культуре: от алхимии к науке Нового времени
AU - Шапошникова, Юлия Владимировна
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Отличительной чертой новоевропейской культуры, и в частности, науки Нового времени является всеохватывающая тенденция к рационализации. Восходящая к философским откровениям Декарта, научным открытиям Галилея и Ньютона и в полной мере воплотившаяся в эпоху Просвещения, рационализирующая тенденция новоевропейской культуры исходит из примата и абсолютной ценности разума. Ученые прошлого и современные исследователи не раз проблематизировали подобную рационализирующую тенденцию, указывая на склонность разума в отсутствие авторитета выходить за собственные границы. Последствиями такого нарушения разумом границ, воплощаемого в установлении строго и унифицирующего порядка, как демонстрирует история, является тирания и авторитарные общества. В этой связи возникает вопрос о сохранении и обращению к иррациональному в культуре. Иррациональное, присутствующее и в индивидуальном и в социальном пластах культуры, в истории, с точки зрения новоевропейской культуры, наиболее ярко проявилось во времена алхимии. В статье рассматриваются исходные принципы и мировоззренческие основания алхимической традиции, исторически предшествовавшей науке Нового времени и во многих отношениях послужившей основанием для возникновения последней. В отличие от механистического и математического подходов к описанию физических явлений, свойственных науке Нового времени, алхимия использовала язык символов, а также оперировала с данными фантазии и воображения. В статье проблематизируется иррациональность алхимической традиции, которая при более пристальном изучении обнаруживает последовательное, оригинальное и целостное миропонимание и логику. Алхимическое познание основывается на взаимосвязи физического и психического, макрокосма и микрокосма, божественного соучастия в алхимических практиках. Согласно Ю. фон Либиху, Д. И. Менделееву и другим классикам химической науки, алхимия подготовила обширный свод эмпирических сведений, без которого новоевропейская химическая наука не имела бы материала для теоретизирования. Однако утверждение о том, что новоевропейская наука, и в частности, химия рационализировала алхимию, не адекватно отражает отношение этих двух познавательных традиций. Алхимия и новоевропейская наука принципиально различны в своих целях, методах и мировоззренческих установках. Влияние алхимии продолжилось и в новейшее время. Алхимия не только способствовала зарождению новоевропейской науки, но и послужила источником идей для К. Г. Юнга при изучении активного воображения, а также расширила понимание дальнейшего развития квантовой физики для В. Паули.
AB - Отличительной чертой новоевропейской культуры, и в частности, науки Нового времени является всеохватывающая тенденция к рационализации. Восходящая к философским откровениям Декарта, научным открытиям Галилея и Ньютона и в полной мере воплотившаяся в эпоху Просвещения, рационализирующая тенденция новоевропейской культуры исходит из примата и абсолютной ценности разума. Ученые прошлого и современные исследователи не раз проблематизировали подобную рационализирующую тенденцию, указывая на склонность разума в отсутствие авторитета выходить за собственные границы. Последствиями такого нарушения разумом границ, воплощаемого в установлении строго и унифицирующего порядка, как демонстрирует история, является тирания и авторитарные общества. В этой связи возникает вопрос о сохранении и обращению к иррациональному в культуре. Иррациональное, присутствующее и в индивидуальном и в социальном пластах культуры, в истории, с точки зрения новоевропейской культуры, наиболее ярко проявилось во времена алхимии. В статье рассматриваются исходные принципы и мировоззренческие основания алхимической традиции, исторически предшествовавшей науке Нового времени и во многих отношениях послужившей основанием для возникновения последней. В отличие от механистического и математического подходов к описанию физических явлений, свойственных науке Нового времени, алхимия использовала язык символов, а также оперировала с данными фантазии и воображения. В статье проблематизируется иррациональность алхимической традиции, которая при более пристальном изучении обнаруживает последовательное, оригинальное и целостное миропонимание и логику. Алхимическое познание основывается на взаимосвязи физического и психического, макрокосма и микрокосма, божественного соучастия в алхимических практиках. Согласно Ю. фон Либиху, Д. И. Менделееву и другим классикам химической науки, алхимия подготовила обширный свод эмпирических сведений, без которого новоевропейская химическая наука не имела бы материала для теоретизирования. Однако утверждение о том, что новоевропейская наука, и в частности, химия рационализировала алхимию, не адекватно отражает отношение этих двух познавательных традиций. Алхимия и новоевропейская наука принципиально различны в своих целях, методах и мировоззренческих установках. Влияние алхимии продолжилось и в новейшее время. Алхимия не только способствовала зарождению новоевропейской науки, но и послужила источником идей для К. Г. Юнга при изучении активного воображения, а также расширила понимание дальнейшего развития квантовой физики для В. Паули.
KW - ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, АЛХИМИЯ, РАЦИОНАЛИЗИРУЮЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ, ПОРЯДОК, НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ, ПАРАЦЕЛЬС, НЬЮТОН, МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ, МИРО- ИСТОЛКОВАНИЕ, ЛИБИХ, ARS MAGNA
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=42441067
M3 - статья
SP - 38
EP - 49
JO - STUDIA CULTURAE
JF - STUDIA CULTURAE
SN - 2225-3211
IS - 42
ER -
ID: 72712787