Стресс выступает одним из сложных феноменов современного общества. Переживание стресса является, с одной стороны, реакцией на внешнее или внутреннее событие, но одновременно специфика и интенсивность его переживания зависят от субъективных особенностей человека. В связи с этим необходимо понимание психологических механизмов, опосредующих переживание стресса. Статья обращена к роли локуса контроля и самопринятия в переживании человеком повседневного стресса. В статье эмпирически проверяются четыре модели, описывающие разные механизмы соотношения локуса контроля, самопринятия и воспринимаемого стресса, в качестве созависимых переменных рассматриваются уровень образования и экономический статус респондентов. Выборку исследования составили 336 взрослых людей в возрасте от 20 до 60 лет, средний возраст выборки — 38 лет. В качестве методов мы использовали шкалу воспринимаемого стресса, шкалу самопринятия, методику исследования ло-куса контроля Дж. Роттера, а также данные демографической анкеты. В основу про-веряемых нами моделей легли две гипотезы о том, что локус контроля может быть устойчивой основой, определяющей переработку стрессовой информации (1), или же, наоборот, воспринимаемый стресс способен оказывать влияние на достаточно устойчивые личностные характеристики (2). Результаты исследования показали, что наиболее точно исходным эмпирическим данным соответствует модель, в которой уровень воспринимаемого стресса негативно влияет на самопринятие человека, которое в свою очередь связано с локусом контроля. При этом высокий уровень образования в сочетании с относительно высокой удовлетворенностью экономическим статусом выступает фактором, снижающим негативное влияние воспринимаемого стресса на самопринятие и локус контроля. Таким образом, наше исследование показало, что уровень воспринимаемого стресса выступает негативным фактором, способным сместить локус контроля в сторону большей экстернальности.