Standard

СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТАЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. / Брыкова, Александра Андреевна.

в: РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ, Том 85, № 2, 16.03.2024, стр. 28-39.

Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданияхстатьяРецензирование

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{b438da186ec542e59311ba43a0d3cbf9,
title = "СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТАЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ",
abstract = "Цель автора - представить анализ двух проектов искусственного языка Uniling, созданного учащимися V-IX классов в рамках лингвистического профиля учебного лагеря Formula de Integreco в июне 2017 г. и январе 2018 г.Методы исследования: структурный анализ искусственного языка, а также процесса его создания в сопоставлении с русским языком - родным для всех участников эксперимента. Результаты исследования: особые условия разработки искусственного языка позволяют проследить этапы его ускоренной «эволюции», наращивание сложности на всех его уровнях, которое становится возможным за счет отказа от первоначальной установки на соблюдение закона экономии и повышения случайно возникающих исключений до статуса правила, экстраполируемого на другие единицы искусственного языка того же порядка, что свидетельствует о важности для детей понятия нормы и о возможности четкой грамматической дифференциации при вторичности грамматического значения относительно лексико-понятийного. Не меньшую значимость дети придают и внутренней форме слов, что делает возможным создание лексем средствами самого искусственного языка без опоры на материал естественных языков-субстратов, а также намечает системные связи в рамках тематических групп при очевидной слабости гиперо-гипонимических связей - отсутствии в лексиконе Uniling родовых понятий. При этом на первый план нередко выходят представления об эстетике и благозвучности, что отражается на плане выражения лексем искусственного языка, а также на представлении о его прагматическом потенциале, что особенно хорошо видно на уровне синтаксиса благодаря введению маркеров отдельных семантических ролей, не характерных для русского языка (бенефактива и малефактива).Выводы: анализ искусственного языка позволяет выявить слабые и сильные стороны метаязыковых представлений детей, что может быть учтено в процессе преподавания русского языка в школе.",
keywords = "искусственный язык, лингвокреативность, artificial language, linguistic creativity, linguistic complexity, metalinguistic abilities, grammatical categories, Swadesh list, language systematicity",
author = "Брыкова, {Александра Андреевна}",
note = "Брыкова А.А. Создание искусственного языка как инструмент оценки метаязыковых способностей детей // Русский язык в школе. 2024. №2 (85)ю С.28-39.",
year = "2024",
month = mar,
day = "16",
doi = "10.30515/0131-6141-2024-85-2-28-39",
language = "русский",
volume = "85",
pages = "28--39",
journal = "Russian Language at School",
issn = "0131-6141",
publisher = "Наш язык",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТАЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

AU - Брыкова, Александра Андреевна

N1 - Брыкова А.А. Создание искусственного языка как инструмент оценки метаязыковых способностей детей // Русский язык в школе. 2024. №2 (85)ю С.28-39.

PY - 2024/3/16

Y1 - 2024/3/16

N2 - Цель автора - представить анализ двух проектов искусственного языка Uniling, созданного учащимися V-IX классов в рамках лингвистического профиля учебного лагеря Formula de Integreco в июне 2017 г. и январе 2018 г.Методы исследования: структурный анализ искусственного языка, а также процесса его создания в сопоставлении с русским языком - родным для всех участников эксперимента. Результаты исследования: особые условия разработки искусственного языка позволяют проследить этапы его ускоренной «эволюции», наращивание сложности на всех его уровнях, которое становится возможным за счет отказа от первоначальной установки на соблюдение закона экономии и повышения случайно возникающих исключений до статуса правила, экстраполируемого на другие единицы искусственного языка того же порядка, что свидетельствует о важности для детей понятия нормы и о возможности четкой грамматической дифференциации при вторичности грамматического значения относительно лексико-понятийного. Не меньшую значимость дети придают и внутренней форме слов, что делает возможным создание лексем средствами самого искусственного языка без опоры на материал естественных языков-субстратов, а также намечает системные связи в рамках тематических групп при очевидной слабости гиперо-гипонимических связей - отсутствии в лексиконе Uniling родовых понятий. При этом на первый план нередко выходят представления об эстетике и благозвучности, что отражается на плане выражения лексем искусственного языка, а также на представлении о его прагматическом потенциале, что особенно хорошо видно на уровне синтаксиса благодаря введению маркеров отдельных семантических ролей, не характерных для русского языка (бенефактива и малефактива).Выводы: анализ искусственного языка позволяет выявить слабые и сильные стороны метаязыковых представлений детей, что может быть учтено в процессе преподавания русского языка в школе.

AB - Цель автора - представить анализ двух проектов искусственного языка Uniling, созданного учащимися V-IX классов в рамках лингвистического профиля учебного лагеря Formula de Integreco в июне 2017 г. и январе 2018 г.Методы исследования: структурный анализ искусственного языка, а также процесса его создания в сопоставлении с русским языком - родным для всех участников эксперимента. Результаты исследования: особые условия разработки искусственного языка позволяют проследить этапы его ускоренной «эволюции», наращивание сложности на всех его уровнях, которое становится возможным за счет отказа от первоначальной установки на соблюдение закона экономии и повышения случайно возникающих исключений до статуса правила, экстраполируемого на другие единицы искусственного языка того же порядка, что свидетельствует о важности для детей понятия нормы и о возможности четкой грамматической дифференциации при вторичности грамматического значения относительно лексико-понятийного. Не меньшую значимость дети придают и внутренней форме слов, что делает возможным создание лексем средствами самого искусственного языка без опоры на материал естественных языков-субстратов, а также намечает системные связи в рамках тематических групп при очевидной слабости гиперо-гипонимических связей - отсутствии в лексиконе Uniling родовых понятий. При этом на первый план нередко выходят представления об эстетике и благозвучности, что отражается на плане выражения лексем искусственного языка, а также на представлении о его прагматическом потенциале, что особенно хорошо видно на уровне синтаксиса благодаря введению маркеров отдельных семантических ролей, не характерных для русского языка (бенефактива и малефактива).Выводы: анализ искусственного языка позволяет выявить слабые и сильные стороны метаязыковых представлений детей, что может быть учтено в процессе преподавания русского языка в школе.

KW - искусственный язык

KW - лингвокреативность

KW - artificial language

KW - linguistic creativity

KW - linguistic complexity

KW - metalinguistic abilities

KW - grammatical categories

KW - Swadesh list

KW - language systematicity

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/a5a181d6-38e7-38d1-98e2-cb38f3172d1d/

U2 - 10.30515/0131-6141-2024-85-2-28-39

DO - 10.30515/0131-6141-2024-85-2-28-39

M3 - статья

VL - 85

SP - 28

EP - 39

JO - Russian Language at School

JF - Russian Language at School

SN - 0131-6141

IS - 2

ER -

ID: 121346290