Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТАЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. / Брыкова, Александра Андреевна.
в: РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ, Том 85, № 2, 16.03.2024, стр. 28-39.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ МЕТАЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
AU - Брыкова, Александра Андреевна
N1 - Брыкова А.А. Создание искусственного языка как инструмент оценки метаязыковых способностей детей // Русский язык в школе. 2024. №2 (85)ю С.28-39.
PY - 2024/3/16
Y1 - 2024/3/16
N2 - Цель автора - представить анализ двух проектов искусственного языка Uniling, созданного учащимися V-IX классов в рамках лингвистического профиля учебного лагеря Formula de Integreco в июне 2017 г. и январе 2018 г.Методы исследования: структурный анализ искусственного языка, а также процесса его создания в сопоставлении с русским языком - родным для всех участников эксперимента. Результаты исследования: особые условия разработки искусственного языка позволяют проследить этапы его ускоренной «эволюции», наращивание сложности на всех его уровнях, которое становится возможным за счет отказа от первоначальной установки на соблюдение закона экономии и повышения случайно возникающих исключений до статуса правила, экстраполируемого на другие единицы искусственного языка того же порядка, что свидетельствует о важности для детей понятия нормы и о возможности четкой грамматической дифференциации при вторичности грамматического значения относительно лексико-понятийного. Не меньшую значимость дети придают и внутренней форме слов, что делает возможным создание лексем средствами самого искусственного языка без опоры на материал естественных языков-субстратов, а также намечает системные связи в рамках тематических групп при очевидной слабости гиперо-гипонимических связей - отсутствии в лексиконе Uniling родовых понятий. При этом на первый план нередко выходят представления об эстетике и благозвучности, что отражается на плане выражения лексем искусственного языка, а также на представлении о его прагматическом потенциале, что особенно хорошо видно на уровне синтаксиса благодаря введению маркеров отдельных семантических ролей, не характерных для русского языка (бенефактива и малефактива).Выводы: анализ искусственного языка позволяет выявить слабые и сильные стороны метаязыковых представлений детей, что может быть учтено в процессе преподавания русского языка в школе.
AB - Цель автора - представить анализ двух проектов искусственного языка Uniling, созданного учащимися V-IX классов в рамках лингвистического профиля учебного лагеря Formula de Integreco в июне 2017 г. и январе 2018 г.Методы исследования: структурный анализ искусственного языка, а также процесса его создания в сопоставлении с русским языком - родным для всех участников эксперимента. Результаты исследования: особые условия разработки искусственного языка позволяют проследить этапы его ускоренной «эволюции», наращивание сложности на всех его уровнях, которое становится возможным за счет отказа от первоначальной установки на соблюдение закона экономии и повышения случайно возникающих исключений до статуса правила, экстраполируемого на другие единицы искусственного языка того же порядка, что свидетельствует о важности для детей понятия нормы и о возможности четкой грамматической дифференциации при вторичности грамматического значения относительно лексико-понятийного. Не меньшую значимость дети придают и внутренней форме слов, что делает возможным создание лексем средствами самого искусственного языка без опоры на материал естественных языков-субстратов, а также намечает системные связи в рамках тематических групп при очевидной слабости гиперо-гипонимических связей - отсутствии в лексиконе Uniling родовых понятий. При этом на первый план нередко выходят представления об эстетике и благозвучности, что отражается на плане выражения лексем искусственного языка, а также на представлении о его прагматическом потенциале, что особенно хорошо видно на уровне синтаксиса благодаря введению маркеров отдельных семантических ролей, не характерных для русского языка (бенефактива и малефактива).Выводы: анализ искусственного языка позволяет выявить слабые и сильные стороны метаязыковых представлений детей, что может быть учтено в процессе преподавания русского языка в школе.
KW - искусственный язык
KW - лингвокреативность
KW - artificial language
KW - linguistic creativity
KW - linguistic complexity
KW - metalinguistic abilities
KW - grammatical categories
KW - Swadesh list
KW - language systematicity
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/a5a181d6-38e7-38d1-98e2-cb38f3172d1d/
U2 - 10.30515/0131-6141-2024-85-2-28-39
DO - 10.30515/0131-6141-2024-85-2-28-39
M3 - статья
VL - 85
SP - 28
EP - 39
JO - Russian Language at School
JF - Russian Language at School
SN - 0131-6141
IS - 2
ER -
ID: 121346290