Документы

DOI

Цель автора - представить анализ двух проектов искусственного языка Uniling, созданного учащимися V-IX классов в рамках лингвистического профиля учебного лагеря Formula de Integreco в июне 2017 г. и январе 2018 г.

Методы исследования: структурный анализ искусственного языка, а также процесса его создания в сопоставлении с русским языком - родным для всех участников эксперимента. Результаты исследования: особые условия разработки искусственного языка позволяют проследить этапы его ускоренной «эволюции», наращивание сложности на всех его уровнях, которое становится возможным за счет отказа от первоначальной установки на соблюдение закона экономии и повышения случайно возникающих исключений до статуса правила, экстраполируемого на другие единицы искусственного языка того же порядка, что свидетельствует о важности для детей понятия нормы и о возможности четкой грамматической дифференциации при вторичности грамматического значения относительно лексико-понятийного. Не меньшую значимость дети придают и внутренней форме слов, что делает возможным создание лексем средствами самого искусственного языка без опоры на материал естественных языков-субстратов, а также намечает системные связи в рамках тематических групп при очевидной слабости гиперо-гипонимических связей - отсутствии в лексиконе Uniling родовых понятий. При этом на первый план нередко выходят представления об эстетике и благозвучности, что отражается на плане выражения лексем искусственного языка, а также на представлении о его прагматическом потенциале, что особенно хорошо видно на уровне синтаксиса благодаря введению маркеров отдельных семантических ролей, не характерных для русского языка (бенефактива и малефактива).

Выводы: анализ искусственного языка позволяет выявить слабые и сильные стороны метаязыковых представлений детей, что может быть учтено в процессе преподавания русского языка в школе.

Переведенное название ARTIFICIAL LANGUAGE CREATION AS A TOOL FOR ASSESSING CHILDREN'S METALINGUISTIC ABILITIES
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)28-39
Число страниц12
ЖурналРУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ
Том85
Номер выпуска2
DOI
СостояниеОпубликовано - 16 мар 2024

    Области исследований

  • искусственный язык, лингвокреативность

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 121346290