Отечественная и зарубежная историография уровня жизни в СССР насчитывает ты-сячи работ. Они выполнены в рамках трех концепций — советской промарксистской, либерально-модернизационной и догоняющего развития. Благосостояние населения анализировалось под углом зрения сравнительной эффективности советской плано-вой и рыночной экономической модели. Главный вывод советской историографии сводился к тому, что благосостояние народа при советской власти систематически по-вышалось. В годы перестройки популярность приобрела ультралиберальная концеп-ция, утверждавшая, что экономический рост и жизненный уровень официальная ста-тистика и пропаганда преувеличивали, на самом деле народ жил в бедности, а многие даже в нищете. В 2010–2020-е гг. приоритет получила компромиссная точка зрения, со-гласно которой советский период знал подъемы и спады в благосостоянии населения, эффективность советской экономической системы должна быть более взвешенной. Несмотря на большой интерес к проблеме, до сих пор не найден ясный, эмпирически обоснованный и убедительный ответ на главные вопросы: как изменялся при совет-ской власти уровень жизни населения в динамике, в целом и по отдельным социально-профессиональным группам, в отдельных регионах и республиках; когда он возрастал, снижался или оставался стабильным и по каким причинам? Дискуссионность пробле-мы обусловливается следующим причинам: 1) многоаспектность предмета исследова-ния; 2) идеологические разногласия и установки авторов, препятствующие получению объективных результатов; 3) сомнение в достоверности официальной советской ста-тистики. Последние две причины побудили исследователей обратиться к альтернатив-ным антропометрическим данным. В указанном направлении достигнуты некоторые успехи. На сегодняшний день главные задачи в изучении вопроса о жизненном уровне в СССР состоят в расширении источниковой базы, в обновлении методического ин-струментария и в создании профессиональных обобщающих трудов. Благосостояние советских граждан — проблема комплексная и междисциплинарная, исследовать ее необходимо разными методами, всесторонне и системно, опираясь на самые разно-образные источники.