DOI

В статье высказывается гипотеза, согласно которой цифровые интерфейсы даже если рождаются в понятиях, то силу и влияние получают благодаря иному иконическому, имагинативному языку, через оптические и художественные решения, через медиум цвета - обращаясь не к пониманию, а к экзистенциальному расположению, к психотелесному вовлечению. На ряде примеров показано, что цвет в проектировании пользовательского опыта - от теологической традиции метафизики света и оптических, эпистемических, эстетических опытов освоения субъективности, до проникновения дизайна во все среды жизни для создания интерсубъективных экологических ниш претендовал на трансцендирование, на воссоздание чувства онтологической дали, таящейся в фактически близком. Делается вывод, что интерфейс как архитектура пользовательского опыта на новом технологическом уровне связал интерактивность и цветовую активность, обеспечив переживание трансцендирования во взаимодействии с повседневными вещами - и потому оказался чрезвычайно привлекателен, ведь работа в нем с любыми задачами давала чувство работы с чем-то совершенно Иным, не бытовым, а бытийным, а потому вовлекала и удерживала. Однако, предоставляя человеку условия трансцендирования для сознания, интерфейс через синтаксис цвета - вводил в фактическую реальность за счет психосоматического ресурса свойства новых цифровых объектов и как следствие - новые дисциплинарные требования. Цвет, таким образом, оказывается в проектировании пользовательского опыта (в интерфейсе) двойным медиатором, он позволяет человеку с одной стороны выйти за границу фактичности - и обещает новые переживания, а с другой стороны наделяет фактичностью абстракции цифровых операций - поскольку заставляет переживать их как нечто обладающее самой высокой степенью реальности. Все это оказывает влияние на эмоциональное самоощущение человека в новых цифровых средах
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)153-169
ЖурналСОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
Том14
Номер выпуска4
DOI
СостояниеОпубликовано - 25 дек 2023

ID: 114478558