Ссылки

За последние 10 лет для повышения уровня финансовой и политической грамотности граждан России использовались разные ресурсы и методы, подчеркивалась важность
этого сегмента и прививался (или провоцировался) интерес у аудитории. Этот интерес напрямую влияет на экономические, а вследствие, и на внешние и внутренние политические
показатели страны [n1].
У российского потребителя растет спрос на информацию более аналитического характера, а с 2019 года особый упор идет на экономическую и политическую повестки, что
позволяет говорить о сдвиге уровня осведомленности граждан с периода стагнации до
повышенного интереса.
Стоит отметить, рост российской экономики еще в середине ХХ века стал важным катализатором актуализации отечественной деловой прессы и финансовой повестки в массовых изданиях. Теперь СМИ непосредственно влияют на судьбу политических и экономических процессов [n3].
Деловые издания стали востребованы теми, кто уже разбирается в экономической, политической повестках и бизнес-процессах, а для аудитории, не столь искушенной в этих
вопросах, но желающей идти в ногу с «веком предпринимательства», явились медиа, которые способны предоставить информацию аналитического характера более широкому
кругу лиц.
При популяризации микроэкономики, финансовой грамотности и самих изданий, погруженных в эти вопросы, необходимо учитывать тенденции делового медиарынка, где
уже получили распространение бизнес-издания, могущие стать примером; обратить внимание на современные тренды общественной прессы для тиражирования информации среди широкой аудитории:
1. Проекты рассчитаны на платёжеспособную аудиторию; ту, которая стремится к повышению финансового достатка.
2. Современные медиа подвластны старому сценарию работы деловых изданий. Однако
требуется упор на новые формы распространения и подачи информации.
3. Выигрывают качественные издания, понимающие экономическую, социальную и политическую тематики; предоставляющие сложную информацию простым языком, в интерактивной форме.
4. Необходимо уведомлять аудиторию об актуальной ситуации в сферах производства,
недвижимости, инфляции; привлекать через бытовые темы и основы микроэкономики;
предоставлять анализ событий, влияющих на деловую жизнь страны и личный капитал в
упрощенном формате, в отличие от узкоспециализированной деловой прессы.
5. Акцент публикации - общество и эксперты.
6. Используются преимущественно аналитические материалы, однако нельзя уходить
от развлекательных и информационных жанров, помогающих неподготовленной к сложным темам аудитории [n2, n4, n5].
Проблемы популяризации экономических знаний и соответствующих СМИ связаны с
невозможностью потребителей совершать покупку; неокупаемостью изданий; отсутствием понимания темы журналистами; невозможностью перевести сложные экономические
процессы в интерактивную/понятную для аудитории форму.
Однако с каждым годом издания находят новые пути воздействия на аудиторию: переход в онлайн, упрощение слога, интерактив и геймификация, яркий ребрендинг, реклама.
Так в современной «финансовой журналистике» развиваются не только интересы экономики, но и увеличивается покупательская способность и грамотность населения.
При исследовании «финансовой прессы» стоит обратиться к ее аудитории и жителю
региона, ради которого трудятся местные СМИ, где учитывается менталитет, вкусы, интересы и возможности читателя. Чтобы не быть многословными, мы провели опрос, в
котором приняли участие 2 327 жителей 11 субъектов СЗФО.
Респонденты, заинтересованные в повышении финграмоты (получении соответствующей информации) отвечали на вопросы из разделов: «Демографические признаки», «Заинтересованность в определенных темах» и «Общее восприятие тематической и общественной прессы».
Возраст читателя «финансовой прессы» стал моложе. Сегодня это 18-30 лет, а затем
идет аудитория в 10-18 лет. Издания пользуются популярностью у мужчин с высшим
образованием из Санкт-Петербурга и ЛО (988 человек) или Мурманской области (653
человек), далее Архангельская область (210) и др.
Первенство по вопросам профессии перехватывают предприниматели (всего 1 457 человек), сотрудники «базовых профессий» (688), фрилансеры и домохозяйки (306 и 306).
Любопытным показателем является внушаемое количество студентов и школьников, которые изучают или хотят (но не могут) финграмоту (612 и 335).
86% знают о специализированных, научно-популярных и тематических изданиях, чаще всего им сообщают о них в вузе, на работе или через соцсети. Положительно к ним
относятся 1 490 человек из 2 327. Платно читают 34%, бесплатно получают прессу - 30%,
а 19% используют интернет для подобных целей.
В среднем аудитория тематических медиа тратит 3,5 часа на выбранные издания с
целью узнать об актуальных показателях на бирже, рынках; инструментах кредитования,
торговли; о создании бизнеса. Также они интересуются тем, как сохранять и вести личный
бюджет, изменить стиль жизни, хотят расширить спектр своих знаний.
Всего 309 человек читают зарубежные СМИ, которые действуют в нашей стране. Однако для неподготовленной аудитории часть информации оказывается нерелевантной, в
связи с чем возрастает необходимость популяризации знаний в иных СМИ. Респонденты
интересуются мужскими журналами, новостями спорта, редко медициной и кулинарией.
Однако 30% - девушки, которые и заинтересованы в последних категориях.Мы выяснили, что незадействованная возрастная аудитория 40+, домохозяйки, спортсмены, работники технических профессий.
Исходя из портрета ЦА понимаем, как правильно выстраивать структуру и темы материалов, посвященных финансовой грамоте, микроэкономике - в советующих изданиях,
а также как грамотно преподносить информацию в реальном времени. Популяризация
«финансовой журналистики» возможна при симбиозе особенностей классической деловой
прессы и новых общественных медиа.
Источники и литература
1) Безгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства. СПб., 1999.
2) Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента
средств массовой информации: научное издание. СПб., 1997.
3) Засурский Я. Н. Журналистика в переходный период // Вест. Моск. ун-та, Сер. 10.
Журналистика. 1997. № 5. С. 9.
4) Кузин И.В. Сенсатор новый тип журналиста в информационном обществе /
С.Г.Корконосенко // Журналистика и социология. Журналист: личность, должность и долг. СПБ., 1998. С. 21.
5) Мордовская Е.И. Перспективы развития деловой прессы в России // Вест. Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. 1997. № 5. С. 3.
Язык оригиналарусский
Название основной публикации XXX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2023»
ИздательМАКС Пресс
Число страниц3
ISBN (электронное издание)978-5-317-06952-0
СостояниеОпубликовано - 2023
СобытиеXXX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2023» - Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Москва, Российская Федерация
Продолжительность: 10 апр 202321 апр 2023
https://lomonosov-msu.ru/rus/event/8000/

конференция

конференцияXXX Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2023»
Сокращенное названиеЛомоносов-2023
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородМосква
Период10/04/2321/04/23
Сайт в сети Internet

ID: 108691903