В статье противопоставляются два аспекта актуальности социальных теорий — научная и общественная. Констатируется, что парадигма «психологического контагия», рассматривавшая в период с конца XIX до середины XX вв. толпу как иррациональное и деструктивное образование, по мере развития социально-психологического знания утратила научную актуальность. Вместе с тем утверждается, что она во многом сохранила актуальность общественную, так как по-прежнему способна снабжать заинтересованных лиц простыми, понятными, но при этом весьма примерными сведениями о психологической природе стихийных объединений. Описываются результаты экспертного опроса студентов (n = 33) по содержанию теории толпы, разработанной Г. Тардом в конце XIX века. Определяется совокупность ключевых положений Г. Тарда, разделяемых современными студентами. Особое внимание респондентов к свойствам толпы и процессам изменений личности в ней авторы связывают с тем, что она воспринимается как источник двойной опасности, выступая в качестве субъекта, одновременно, возможной общей агрессии и вероятных личностных дисгармоний у своих членов. Анализируются уточнения и критические замечания, высказанные студентами в адрес составляющих теории толпы Г. Тарда. На материале результатов исследования постулируется ряд принципиальных различий между научной и общественной актуальностью социальной теории.
Язык оригиналарусский
Страницы (с-по)36-43
ЖурналУЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Том29
Номер выпуска1
СостояниеОпубликовано - 2018

    Области исследований

  • толпа, теории толпы, теория толпы Г. Тарда, критика теорий толпы, «психологический контагий», восприятие современными студентами, актуальность научная, актуальность общественная

ID: 36741248