Ссылки

Иностранную аудиторию наших курсов в основном составляют носители строго номинативных языков, в которых предложение строится по единой модели субъект — глагол — объект. Этой моделью учащиеся злоупотребляют при построении русских предложений. Нынешняя схема описания русского предложения недостаточно учитывает такие его черты, как безглагольность и бессубъектность.
Решению указанной проблемы может помочь введение на начальном этапе курса РКИ моделей предложений. Изначально вводится принцип множественности моделей предложения в духе Золотовой. На его основе можно предложить следующую типологию:
Глагольные/неглагольные модели. Глагольная модель строится вокруг глагола, от которого зависят аргументы. Такова модель предложения Студент читает журнал: И-читать-В, в которой от глагольного предиката зависят два аргумента, выраженных именительным и винительным падежами: агент и объект. Неглагольные модели можно разделить на следующие:
Модели с предикативным центром/без предикативного центра. Первые модели возглавляются неглагольным предикатом, от которого зависят аргументы. Такова модель предложения Мне нужна тетрадь: Д-нужно-И. Вторые модели не имеют предикативного центра, а состоят из взаимно обусловленных компонентов. Такова модель предложения Ей 20 лет: Д-И.
Исходные/производные модели. Исходными называются наиболее простые модели; они задаются списком. Такова модель предложения Он студент: И-И. Производные модели представляют собой усложнение исходных. Такова модель предложения Он был студентом: И-прош.быть-Т.
Компоненты модели нужно снабдить семантическим толкованием. Напр., в модели предложения Ей 20 лет дательному приписывается значение носителя возраста, а именительному — обозначение возраста.
Язык оригиналарусский
Название основной публикацииРусский язык как иностранный и методика его преподавания
Подзаголовок основной публикацииСборник научных трудов
РедакторыНина Александровна Любимова, Елена Иннокентьевна Зиновьева, Кира Анатольевна Рогова, Леонид Викторович Московкин, Татьяна Игоревна Попова, Максим Сергеевич Шишков
Место публикацииСанкт-Петербург
ИздательРОПРЯЛ
Страницы30-39
Число страниц10
Том31
ISBN (печатное издание)978-5-6045236-2-9
СостояниеОпубликовано - ноя 2020
СобытиеXLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой - филологический факультет СПбГУ, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Продолжительность: 16 ноя 202024 ноя 2020
Номер конференции: XLIX
https://conference-spbu.ru/conference/42/
https://conference-spbu.ru/backend/42/
http://conference-spbu.ru/conference/42
https://www.conference-spbu.ru/conference/42/
https://conference-spbu.ru/conference/42
https://events.spbu.ru/events/philological-conference-2020

Серия публикаций

НазваниеРусский язык как иностранный и методика его преподавания
ИздательРОПРЯЛ
Том31
ISSN (печатное издание)2499-9903

конференция

конференцияXLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой
Сокращенное названиеМФК
Страна/TерриторияРоссийская Федерация
ГородСанкт-Петербург
Период16/11/2024/11/20
Сайт в сети Internet

    Области исследований

  • Модель предложения, структура предложения, предикат, аргумент

    Предметные области Scopus

  • Гуманитарные науки и искусство (все)

ID: 75215186