Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
Теоретические подходы к пониманию генеративности: проблемы и перспективы. / Полякова, Мария Константиновна.
в: Мир науки. Педагогика и психология, Том 7, № 6, 2019.Результаты исследований: Научные публикации в периодических изданиях › статья › Рецензирование
}
TY - JOUR
T1 - Теоретические подходы к пониманию генеративности: проблемы и перспективы
AU - Полякова, Мария Константиновна
N1 - Полякова М.К. Теоретические подходы к пониманию генеративности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/77PSMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - В данной статье предпринимается попытка рассмотреть эволюцию подходов к пониманию генеративности и выделить теоретические и эмпирические основы анализа природы феномена. Первые теоретические новации связаны с работами Э. Эриксона и введением понятия в психологию. Использование понятия «генеративность» позволило описать задачу взрослости как желание проявлять заботу и поддержку следующих поколений. Это заложило основу для дальнейшего изучения периода взрослости другими авторами. В последствие понятие было исследовано и уточнено Дж. Котром, который выделил типы генеративности (биологическую, родительскую, техническую и культурную) и поднял вопрос о характере становления генеративности на протяжении жизненных циклов, расширив возрастной диапазон исследования этого феномена. Обобщила результаты исследований и на основе них разработала инструментарий изучения генеративности научная группа во главе с Д.П. МакАдамсом. В результате работы этой группы была сформулирована структура генеративности, и был смещён акцент с реального проявления генеративности на генеративную направленность – устойчивое желание сделать личностный вклад в следующие поколения. Нами предпринимается попытка предложить свою интерпретацию генеративности и на основе анализа теоретических и эмпирических работ, выделив в качестве основы понимания феномена накопление навыков, умений и опыта, которые могут быть полезны следующим поколениям. Анализ генеративности с точки зрения накопления необходимых ресурсов вместе с освоением культурных традиций, приобретением соответствующей картины ментальных репрезентаций, заключающихся в понимании механизмов передачи опыта, даёт возможность раскрыть историко-эволюционный смысл генеративности как ресурса межпоколенческой трансмисии в эпоху цивилизационных кризисов.
AB - В данной статье предпринимается попытка рассмотреть эволюцию подходов к пониманию генеративности и выделить теоретические и эмпирические основы анализа природы феномена. Первые теоретические новации связаны с работами Э. Эриксона и введением понятия в психологию. Использование понятия «генеративность» позволило описать задачу взрослости как желание проявлять заботу и поддержку следующих поколений. Это заложило основу для дальнейшего изучения периода взрослости другими авторами. В последствие понятие было исследовано и уточнено Дж. Котром, который выделил типы генеративности (биологическую, родительскую, техническую и культурную) и поднял вопрос о характере становления генеративности на протяжении жизненных циклов, расширив возрастной диапазон исследования этого феномена. Обобщила результаты исследований и на основе них разработала инструментарий изучения генеративности научная группа во главе с Д.П. МакАдамсом. В результате работы этой группы была сформулирована структура генеративности, и был смещён акцент с реального проявления генеративности на генеративную направленность – устойчивое желание сделать личностный вклад в следующие поколения. Нами предпринимается попытка предложить свою интерпретацию генеративности и на основе анализа теоретических и эмпирических работ, выделив в качестве основы понимания феномена накопление навыков, умений и опыта, которые могут быть полезны следующим поколениям. Анализ генеративности с точки зрения накопления необходимых ресурсов вместе с освоением культурных традиций, приобретением соответствующей картины ментальных репрезентаций, заключающихся в понимании механизмов передачи опыта, даёт возможность раскрыть историко-эволюционный смысл генеративности как ресурса межпоколенческой трансмисии в эпоху цивилизационных кризисов.
KW - генеративность
KW - эволюция понятия
KW - благополучие
KW - взрослость
KW - ментальные репрезентации
KW - межпоколенные отношения
KW - межпоколенческая трансмиссия
UR - https://mir-nauki.com/77PSMN619.html
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42596536
M3 - статья
VL - 7
JO - Мир науки. Педагогика и психология
JF - Мир науки. Педагогика и психология
SN - 2658-6282
IS - 6
ER -
ID: 51816301