Термин «софист» в сочинениях языческих авторов, писавших о раннем христианстве, не обязательно имеет исключительно негативное значение, восходящее к противникам Сократа и
Платона. Во II—III вв. это слово применялось по отношению к выдающимся ораторам, причем иногда в качестве самообозначения. Отдельные христианские интеллектуалы, получившие риторическое образование, могли претендовать на звание софистов, заимствуя формы произведений и некоторые их идеи, и язычники замечали это сходство. Для них эти претензии были смешны, и отмечая какое-то типологическое сходство, они изображали христианских учителей как «анти-софистов», нарушающих принятые нормы. Тем не менее, сам факт признания этого сходства означал готовность считать христианство частью культурнорелигиозной жизни античности и доказывал то, что и сами верующие не сторонились античных
образцов, они стремились говорить на понятном их современникам языке и использовать известные им образы.