Вопрос о взаимосвязи права и морали был предметом множества дискуссий, ему посвящены последние работы в области философии и этики права таких известных авторов как Г. Харт, Л. Фуллер и Дж. Финнис. Ключевой вопрос о моральном содержании права рассматривается в рамках полемики между сторонниками концепций естественного права (юснатурализма) и представителями юридического позитивизма (юспозитивизма). Настоящая статья рассматривает эту проблему на примере концепции Джона Финниса, одного из самых ярких современных философов права, поскольку его нео-натуралиcтическая концепция естественного права включает и некоторые идеи современного позитивизма. С точки зрения Дж. Финниса естественное право выступает как набор принципов практической разумности для упорядочения человеческой жизни и человеческого сообщества. В его понимании право выступает как способ обеспечения «общего блага» сообщества и основано на семи самоочевидных, как он полагает, основных человеческих благах, необходимых для процветания людей. Эти блага и способность их обеспечения выступают в качестве «естественных» критериев права, с точки зрения которых можно судить и о положительном моральном содержании права. Требования практической разумности, которые составляют содержание естественного права, содержат рекомендации о том, как выполнять эти самоочевидные блага. Для Финниса целью права является предоставление условий, в соответствии с требованиями практической разумности, в которых эти семь благ могут быть реализованы. В статье обосновывается позиция о том, что Дж. Финнис рассматривает право как социальный институт, целью которого является регулирование человеческих дел, и, таким образом, содействие созданию сообщества, в котором каждый может реализовать семь основных человеческих благ.