В исследовании приняли участие 100 респондентов (41 юноша и 59 девушек), учащихся 9-11старших классов средней школы, из них 42 девятиклассника и 58 учеников 10-11 классов.
Методы исследования. Ситуация профессионального самоопределения рассматривалась с помощью составленной анкеты с вопросами о ситуациях и событиях, которые старшеклассники считают стрессовыми для себя, о степени влияния различных факторов на выбор профессии, сформированности профессиональных планов и осознанности выбора профессии. была составлена анкета, а также для диагностики мотивационной сферы была применена методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой. Диагностика совладающего поведения проводилась с помощью методики «Юношеская копинг-шкала» (АCS) Э. Фрайденберга и Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой.
Можно говорить о важной роли копинг-стратегий в процессе профессионального самоопределения подростков. По мере взросления, у старшеклассников отмечается обогащение диапазона способов совладания в трудных и стрессовых ситуациях. Полученные данные подтверждают подход к пониманию копинга как динамического процесса, который определяется характером уровнем конфликтности стрессовой ситуации. В более старшем возрасте у подростков так же чаще проявляется осознанность и наличие внутренней индивидуально и социально значимой мотивации выбора профессии, их профессиональные планы более сформированы. Все это можно рассматривать качестве ресурсов успешности процесса профессионального самоопределения подростков.