Методические работы о реабилитационном потенциале инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) не всегда вписываются в те услуги, которые реально оказывают специалисты государственных учреждений. Основными средствами поддержки индивида с ТМНР являются специальная психолого-педагогическая помощь и социальная реабилитация, которые осуществляются специалистами в тесном сотрудничестве с близкими человека. Комплексное психолого-педагогическое изучение всей группы инвалидов с ТМНР, выявление наиболее типичных характеристик каждого, учёт наиболее устойчиво проявляющихся особенностей физического и психического развития позволяют специалистам выработать конкретный план собственных действий, а также способы сотрудничества с другими специалистами социального учреждения, в котором инвалид получает помощь. Это необходимо для правильной организации коррекционно-развивающей среды, где каждый элемент (гигиенические процедуры, занятия) строится на принципах развивающего воспитания, а итогом которого должна стать самостоятельная или сопровождаемая практическая деятельность во взрослой жизни. Исследование посвящено изучению проблем взаимодействия семей, имеющих на попечении инвалида с ТМНР, с органами социальной защиты, здравоохранения и возможностям их решения. Полученные данные показали, что семьи с инвалидами с ТМНР относятся к одной из самых социально уязвимых категорий среди семей с лицами с особыми возможностями здоровья. Как показало исследование, отсутствуют единые подходы к организации комплексного сопровождения лиц с ТМНР. Необходимо расширение сферы социальных услуг для данной категории лиц с инвалидностью с целью повышения их мобильности, коммуникации, социальной и бытовой адаптации, а также возможности обучения. В целом это должно быть направлено на преодоление бытовой и социальной зависимости от окружающих и повысить уровень социализации лиц с ТМНР, в особенности базируясь на таких новых технологиях, как дневное пребывание, посильное профессиональное обучение с трудоустройством, сопровождаемое проживание как определяющих для социальной реабилитации.