В статье рассматривается процесс социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в подростковых центрах, созданных в рамках проекта Федерального центра развития программ социализации подростков. Целью данной работы является представление результатов проведенного социологического исследования по оценке программ, представляющих новую концепцию увеличения осведомленности о возможных методах организации подростковых пространств. Также проанализированы «белые пятна», снижающие эффективность этих программ, на основе чего приведены рекомендации по созданию новых из них. Для развития федеральной программы была проанализирована 141 программа, направленная на социализацию подростков. В исследовании используются такие методы, как контент-анализ и экспертная панель. В ходе работы было выявлено, что существенное влияние на качество и эффективность программ социализации оказывает неравенство и эйджизм по отношению к подросткам со стороны специалистов-разработчиков.
Теоретическая модель исследования включает в себя теорию Р. Ольденбурга о «третьем месте»